Что должен уметь ребенок в полтора года. Что должен уметь ребёнок в возрасте двенадцати месяцев Развитие ребенка в 1 год девочка

В каждой семье исполнение годика ребенку, это большой праздник, которого с нетерпением ждут мамы и папы. Ведь за этот год так много всего случилось: первое "агу", первый прикорм, первое "мама", первый шаг. А все ли успел сделать ваш малыш? Не упущены, какие-то навыки или умения? Давайте поговорим о том, что умеет ребенок в 1 год и ничего ли вы не упустили?

Что должен уметь ребенок в 1 год? Под какие нормы равняться?

Сразу следует оговориться, что все ребятишки индивидуальные и в 1 год необязательно должны приобрести одинаковые навыки. Но все же, для предупреждения, а также ранней диагностики возможных нарушений развития (физического, психологического, эмоционального) ВОЗ разработал усредненные нормы, согласно которым определяется состояние развития ребенка в 1 год. Что оценивается согласно этим нормативам?

  1. Физическое развитие годовалого ребенка.
  2. Социальное поведение ребенка в 1 год.
  3. Эмоциональное состояние (формирование характера).
  4. Развитие моторики и статики в 1 год (психомоторное развитие).
  5. Что умеет ребенок в 1 год – бытовые и двигательные навыки.
  6. Речевые навыки и начало становления речи.

Младенец, как чистый лист, на котором за первый год жизни записываются умения, основные знания, опыт. От того, как родители "вкладывают" в своего ребенка, зависит конечный результат. Ведь в каждой семье свой микроклимат, условия и множество других факторов способных повлиять на то, что сможет уметь ребенок в 1 год.

Физическое развитие ребенка согласно нормам ВОЗ

Малыш прибавляет в весе и к 1 году увеличивает его в 3–4 раза (8,5–11,5 кг.). Рост также становится больше, ведь каждый месяц карапуз вырастает на 1–1,5 см. В 1 год, согласно нормативам, рост составляет 70–80 см. Из непропорционального комочка, ребенок приобретает "стандартную" физиологию: руки и ноги удлиняются, исчезает "карапузость".

У многих в 1 год уже имеется 12 зубов. Обычно похвастаться таким количеством могут детки, у которых процесс прорезывания начался в 4–5 месяцев, те же кто "опоздал" с этими сроками, насчитывают 6–8 зубов, и в этом нет ничего страшного, через 2–3 месяца они обязательно появятся. Более подробней о молочных зубах, их появлении и сроках, написано в статье: .

Большинство карапузов уже начинают ходить к 1 годику. Правда, у них это не всегда получается хорошо. Дело в том, что у маленьких детей плоская стопа. Но не пугайтесь, это не плоскостопие. Подобная форма стопы сформирована из жировой подушечки, из которой в процессе взросления образуется свод. Более подробней о том, как развивается ступня грудничка и как избежать появления плоскостопия, написано в статье: .

В таком возрасте сон должен занимать 10–12 часов ночью. Дневной сон в течение 1–1,5 часа в обед. Некоторые детки еще спят дважды в день, и это нормально. Дневной сон играет большую роль в развитии малыша, поэтому отказываться от него не стоит, если даже сильно хочется. Также не забывайте о распорядке дня, очень важно выполнять одни и те же действия (еда, сон, прогулка) изо дня в день.

Что умеет ребенок в 1 год при общении с социумом (социальное поведение)?

Малыши, которые вели активное общение со сверстниками (во дворе, с детьми знакомых) отличаются коммуникабельностью, желанием все попробовать. К основным показателям социального общения следует отнести такие проявления:

эмоционально проявляет свои чувства к родителям, бабушкам, другим членам семьи. Они целуют, обнимают, а на вопрос "Любишь маму?", радостно прижимается к ней, подтверждая свои чувства;

  • идет на контакт с другими детьми, независимо старше они или младше. Радуется новой игрушке и активно хвастается ею перед остальными;
  • узнает людей, которые часто бывают в гостях (соседи, родственники, друзья). Ждет их прихода, так как знает, что ему что-то принесут;
  • проявляет настороженность и страх к незнакомым людям. Может спрятаться за родителями или даже расплакаться;
  • танцует под музыку, повторяет движения взрослых (особо любят говорить по телефону);
  • рассматривает себя в зеркале, ведет с отражением диалог, улыбается ему.

Что умеет ребенок в 1 год? Как формируется характер?

К 1 году видны первые "крупицы" будущего характера, развивается личность ребенка. Уже заметно спокоен ваш карапуз илигиперактивен, возможно, излишне эмоционален, плаксив или полный флегматик. Ведь все это заложено в генах и обычно передается по наследству. Конечно, можно повлиять на формирование характера (научить быть добрым, открытым, смелым), но генетическая основа останется неизменной, ведь это заложено природой.

В 1 год появляется чувство страха, это может быть темнота, высота, расставание с мамой. Родителям необходимо уметь "сглаживать" такие эмоции и развеивать любые страхи. Делается это посредством терпеливого, длительного объяснения, что бояться нечего не нужно.

Сейчас очень важно вложить в малыша правильные понятия на слова "нет", "нельзя".

Что умеет ребенок в 1 год согласно нормам психомоторного развития?

Мозг малыша все больше развивается, психика становится стабильной, а перешагнув через годовалый барьер, карапуз начинает делать новые открытия, познает окружающий его мир, как в целом, так и в отдельных явлениях. Он уже разбирается в свойствах, а также назначениях предметов. Мыслит на несколько действий вперед. В целом психомоторное развитие предполагает, что ребенок в 1 год умеет:

  • играть с пирамидкой, складывая, раскладывая колечки;
  • играя, осознанно складывать кубики один на один;
  • уметь занять себя, пока мама занимается делами по хозяйству, карапуз должен развлечь себя при помощи посуды, обуви и т. д.;
  • проецировать обыденные дела на игрушках: кормить кукол, варить кушать, мыть пол;
  • проводить "ревизию" в ящиках, шкафу, тумбах. Самостоятельно открывать и закрывать их;
  • поддаваться инстинкту и повторять за сверстниками: прыгать вместе, хлопать, кричать.

Мелкая моторика – что должен уметь малыш в 1 год?

Очень важная часть развития – мелкая моторика. Ее родители обязаны формировать. Как это делать читайте в статье: К 1 году ребенок обязан научиться: . К 1 году ребенок обязан научится:

  • собирать ладонью или пальцами небольшие предметы в коробочку или ведерко;
  • брать двумя пальчиками мелкие предметы;
  • держать самостоятельно ложку одной рукой;
  • пробует рисовать каракули.

Если не развивать мелкую моторику, то можно заметить торможение процесса формирования речевых функций. Психологи утверждают, что дети, с которыми родители не занимались развитием данного навыка, имеют: проблемы с памятью, логическим мышлением, отставание от сверстников, отсутствие концентрации.

Что умеет ребенок в 1 год? Бытовые, двигательные навыки, умения самообслуживания

Логичный вопрос, которым озадачены многие родители: что умеет ребенок в 1 год? Ведь именно в это время малыш учится находиться в быту, он всячески стремится к самостоятельности.

Бытовые навыки и умение самообслуживания

Ребенок в 1 год должен уметь:

  1. Держать ложку, пользоваться ею, пусть не всегда удачно, но осознавая, что она должна попасть в рот.
  2. Пить из кружечки, это может быть чашка-непроливайка или небольшой стаканчик. Постепенно отучайте карапуза от бутылки, в этом может помочь статья: .
  3. Помочь одеть себя. Они подают ручки, ножки, натягивают носки, сапожки.
  4. Хорошо жевать пищу. Для них нет проблемы откусить кусочек хлеба, бублика, яблока.
  5. Протянуть ручки к открытому крану с водой, повторяя действия взрослых при умывании. Вытирать ручки, лицо полотенцем.
  6. Понимать, когда описается или напачкает, показывать, что ему дискомфортно, при помощи определенных звуков или движений. Проявляет интерес к горшку, если мама успевает "подловить" даже осознанно ходит на него.

Двигательные навыки

Ребенок в 1 год должен уметь:

  1. Стоять самостоятельно без поддержки, вставать с любого положения.
  2. Ходить если не самостоятельно, то с поддержкой взрослого (за руку). В случаях, когда малыш в 1 год еще не ходит, а родителям, ну очень хочется, чтобы процесс "пошел быстрее", можно ему немного помочь. Как это сделать читайте в статье: .
  3. "Ходить" по лестнице вверх и вниз. Это делается ногами, держа маму или папу за руку или посредством ползанья, "покорять" ступеньки.
  4. Залазить на возвышенность (кровать, диван). Преодолевать преграды, перелезая или переступая их.
  5. Спускаться самостоятельно с возвышенности.

Что умеет ребенок в 1 год в речевом развитии?

Одним из главных показателей, что с речевым развитием все в порядке, является – малыш понимает, когда обращаются к нему, а также проводит аналогию, что от него хотят. Конечно, большей части слов он не понимает, но ориентируется на интонацию. Чем больше говорить с ребенком, тем шире будет его запас слов, хотя пока еще пассивный.

Ребенок в 1 год должен уметь произносить до 10 слов. Не удивляйтесь, это немного, так как звукоподражание всегда, обозначающее один предмет ("би-би" – машина; "му" – корова; "ням-ням" – кушать), считается словом.

В случаях, когда малыш не понимает, что говорят родители, а также не произносит никаких звуков, можно заподозрить такие проблемы:

  • с речевым аппаратом;
  • со слухом;
  • неврологические расстройства;
  • психические нарушения.

В таких случаях необходима помощь специалистов. Чем раньше будет выявлена проблема, там легче ее компенсировать.

Что еще должен уметь малыш в 1 год:

  • Откликаться на свое имя, понимать, что зовут именно его.
  • Пытается повторить знакомые звуки: голоса животных, гул машины.
  • Он охотно показывает действия, при этом что-то лепечет, при вопросах: "Кто плачет, танцует, смеется?".
  • Выполнять простейшие просьбы типа: "на", "подай", "принеси".
  • Понимать значение слов "можно", "нельзя".
  • Показывать на предметы, которые называют взрослые.
  • Махать "пака-пака", показывать "привет", уметь играть в "ладушки", "ку-ку".
  • Отвечать кто перед ним. "Говорит", как делает птичка, машинка, котик.

Речевое развитие напрямую зависит насколько много времени, вы уделяете разговорам с ребенком. Чем их больше, тем он лучше говорит.

Если ваш малыш отстает от норм, показывающих, что умеет ребенок в 1 год, то поддаваться панике не стоит. К годовалому рубежу, каждый малыш подходит с базой определенных навыков. Какими будут они, зависит только от родителей. Занимайтесь со своим ребенком, развивайте навыки. Вы будете удивлены способностями своего карапуза. А если все же сомневаетесь в его успеваемости, покажите ребенка врачу.

Автор публикации: Виктория Тетерина

5141

Что должен уметь ребенок в 1 год и 4 месяца. Гармоничное развитие ребенка в год. Что должен знать ваш ребенок в 1 год, 1 год и 2 месяца, 1 год и 4 месяца. Должен ли уже ходить. Какими навыками обладать. В какие игры играть.

Одни детки развиваются быстрее, другие чуть медленнее. Одни активнее, другие чувствительнее, третьи любознательнее. У каждого ребенка свой собственный план развития. От знакомых мы часто слышим, что в год ребенок обязательно должен ходить и говорить больше 5 слов, но это все тоже индивидуально. Максим стал первые самостоятельные шаги делать после года, самостоятельно пошел в 1 год 1 месяц и это норма. У большинства моих знакомых и друзей детки начинали ходить либо совсем рано (в 9-10 месяцев), либо после года (13 месяцев). Стоит проконсультироваться со специалистами, если ребенок не ходит к 1 году и 4 месяцам.

Ниже приведу календарь развития ребенка от 1 года до 1 года 4 месяцев, разработанный специалистами из Великобритании .

Особенности развития ребенка от 1 года до 1 года 4 месяцев:

Навыки крупной моторики

    Малыш делает первые шаги. Ноги при этом широко расставлены, шаги неуверенные, руки приподняты для сохранения равновесия.

    Самостоятельно встает без опоры.

    Переходит из положения стоя в сидячее положение, плюхаясь на попу.

    Ползёт по лестнице вверх.

    Спускается по лестнице на четвереньках задом наперёд (ползёт).

    Идёт, неся в руках большую игрушку или несколько игрушек поменьше.

    Идёт и тянет за собой игрушку на верёвочке.

Навыки мелкой моторики и зрительно-двигательная координация

    Строит башенку из двух кубиков.

    Рисует каракули мелком пастельным карандашом, применяя пальцевые захваты.

    Переворачивает коробку, чтобы вывалить из неё содержимое.

    Бросает кубики в коробку с большими отверстиями.

Зрение

  • Наблюдает за тем, что происходит вокруг и показывает пальчиком, демонстрируя заинтересованность.

Кормление

  • Пьёт из чашки-непроливайки без посторонней помощи.
  • Пытается кушать ложкой.

    Прожёвывает еду, состоящую из кусочков.

    Откусывает кусочки мягкого печенья, банана и т.д.

Сон

  • Днём спит один раз.

Умывание и чистка зубов

    Чистит зубы с помощью взрослого.

    Вытирает руки полотенцем с помощью взрослого.

    Активно участвует в купании в ванне, например, сам намыливает руки и ноги мочалкой.

Одевание

    Снимает носки.

    Снимает не зашнурованные/не застёгнутые ботинки.

    Снимает свободно сидящую на голове шапочку.

    Принимает участие в одевании.

Способность удерживать внимание и слушать

    Ждёт, пока собеседник закончит своё сообщение, с использованием слов и жестов, и только затем отвечает ему.

    Когда кто-то указывает на далёкий объект (находящийся дальше, чем в 3-х метрах), смотрит в указанную сторону.

    Обращает внимание на объект, на который смотрит или указывает кто-то из близких.

    Переводит взгляд с объекта на взрослого, чтобы привлечь его внимание к объекту.

    На короткое время полностью сосредотачивается на объекте или занятии, которое выбрал сам.

    Наблюдает за окружающими и слушает их, а затем подражает их действиям в своей игре.

    На короткое время обращает внимание на картинки, называет их, и добавляет что-то от себя. Делает это под руководством взрослого или самостоятельно.

    Делает ритмичные движения под музыку или песенку.

Импрессивная речь (Восприятие речи и жестов)

    Понимает как минимум 15 слов/жестов, - смотрит или показывает названного человека или объект. Может найти объект ответ на вопрос: «Где твои ботинки?».

    Указывает на названные или обозначенные жестами объекты в книжке с картинками.

    Вступает со взрослыми в короткие диалоги, связанные с конкретной ситуацией.

Экспрессивный язык (умение использовать речь и жесты для коммуникации)

  • Указывает на различные объекты, находящиеся вокруг, чтобы привлечь внимание взрослого. Указывая на объект, может издавать звуки.
  • Указывает на объекты, до которых не может дотянуться, как бы прося, чтобы ему их дали или назвали.

    Пытается жестикулировать или воспроизводить произносимые кем-то слова.

    Самостоятельно использует примерно пять слов/жестов.

    Предлагает поиграть в любимую игру, используя слова, жесты, действия (Например, предлагая поиграть в «ку-ку», говорит «ку!» или закрывает лицо ручками).

    Произносит названия любимых предметов или изображает их (например, собаку или кошку).

    Выражает словами или жестами просьбу (например, «пить!», «дать!»).

    Самостоятельно машет ручкой на прощание.

Экспрессивная речь

    Свободно лепечет, оставаясь в одиночестве или во время игры.

    Звуки, которые произносит малыш, уже больше похожи на определенные слова.

    Подражает произнесению простых знакомых слов.

    Играет с кем-то из близких в игры с использованием звуков. Копирует звуки, издаваемые тем, кто с ним играет, например, «бах», «дррр» и т.д..

    Лепеча на своём языке, использует множество разных согласных. Произносит первые лепетные слова, например, «би-би».

Умение понимать эмоции и поведение окружающих, выражать свои эмоции

    Просит того, кто рядом, о помощи, когда нужно достичь определённой цели (например, достать какой-то предмет или завести заводную игрушку).

    Смеётся над очевидно абсурдными ситуациями (например, если надеть ботинок на голову).

    Смеётся в предвкушении (например, ожидая, что его будут щекотать в конце игры «Сорока-ворона»).

    Расстраивается, если ему мешают что-то сделать, например, когда он тянется к небезопасному предмету, а взрослый его убирает.

    Интересуется действиями окружающих.

    Инициирует взаимодействие с другими детьми.

Привязанность

    Устав или огорчившись, прибегает к помощи взрослого для «эмоциональной подзарядки», например, залезает к нему на руки.

    Берёт с собой в кроватку любимую «успокаивающую» игрушку.

    В незнакомой обстановке успокаивается, прижимая к себе любимую игрушку или предмет.

    Предпочитает находиться среди знакомых людей.

Развитие познавательной деятельности

    Принимает активное участие в повседневных делах и играх (одевание, купание, уборка).

    Практически сразу подражает взрослым: действиям, жестам, речи.

    Начинает экспериментировать, используя метод проб, например, если кусочек паззла не подходит по форме в выемку, пробует положить его в другие выемки.

    Проявляет чрезвычайное любопытство, исследуя предметы, помещения и обстановку вне дома. Если ребёнок не умеет самостоятельно передвигаться, он показывает пальчиком или взглядом интересующий его объект.

    Узнаёт любимые игрушки, игры и занятия. Например, увидев в книжке знакомого персонажа, приносит и показывает такую же игрушку.

    Любит по много раз слушать одну и ту же сказку.

    Демонстрирует умение решать практические задачи, повторяя за взрослым или другим ребёнком способ использования орудий или приспособлений (палка, корзина).

    Настойчиво ищет предметы, даже если они спрятаны под двумя-тремя покрывалами.

Развитие игровой деятельности

    С удовольствием рассматривает книжки с картинками и слушает простые истории.

    Во время игры демонстрирует понимание назначения разных предметов (причесывается, прикладывает к уху телефон и т. д.).

    Первые попытки «притворяться»: например, притворяется спящим, укрывшись одеялом и закрыв глаза.

    Играя, подражает действиям и занятиям окружающих.

    Играя, совершает ряд связанных между собой простых действий (например, сажает куклу в машинку, затем толкает машинку, чтобы та ехала).

    Играет в игры, предполагающие очередность (кормит куклу, стучит в барабан по очереди со взрослым).

    С удовольствием играет в игры-дразнилки, когда предмет протягивают, но затем не дают, а прячут.

    Делает попытки «рисовать» простыми и пастельными карандашами и/или мелками.

    Соглашается на внесение новых действий в игру, подражает взрослому и присоединяется к игре.

  • Чтобы обозначить какой-либо предмет или животное, использует звукоподражания: «мяу», «ав-ав», «дррр».
Ориентируясь на эти данные можно придумывать новые занятия с малышом, развивать новые навыки.

Что любит делать ребенок в год (наблюдения за Максимом)

  • ходить с игрушкой в руках;
  • везде пытаться залезть: на маленькие стульчики, диваны, кровати, тумбочки;
  • сидеть и играть на корточках;
  • бросать шары, игрушки;
  • ставить кубики друг на друга;
  • листать книжки;
  • подражать действиям мамы (подметать, мыть полы, протирать стол и т.д.);
  • играть в ку-ку;
  • брать в руки телефон и пытаться звонить понарошку;
  • играть с песком и водой (капать, пересыпать, переливать);
  • пританцовывать или танцевать под музыку;

Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.

Физиологические изменения

  • Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
  • Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
  • Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год.

Физическое развитие

За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.

Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка . Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Калькулятор роста и веса

При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Что малыш умеет?

  • Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
  • Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
  • В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
  • У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
  • Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
  • Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
  • Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль.
  • Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
  • Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
  • Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
  • Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
  • Кроха знает способ использования разных предметов.
  • Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
  • Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.

Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:

  • Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
  • Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
  • Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
  • Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
  • Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.

Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.

Занятия для развития

  • Основным навыком, над которым «работает» годовалый ребенок, является ходьба. Если малыш продолжает ползать и не спешит делать первые шаги, можете привлечь кроху любимой игрушкой. Некоторые детки боятся утратить равновесие, поэтому ему может помочь начать ходить игрушка в руках.
  • Если существует возможность, давайте крохе походить босиком по земле, песку или траве.
  • Для стимуляции крупной моторики предлагайте ребенку играть с крупными машинками, мячами и другими игрушками большого размера.
  • Продолжайте заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Например, можно прицепить прищепки для белья на края банки от кофе и предложить ребенку их снимать. По-прежнему интересны и полезны ребенку игры с фасолью, крупой, песком, водой.
  • Также продолжайте речевое развитие карапуза. Много разговаривайте с ребенком, чтобы малыш мог изучать большое количество новых слов. Описывайте все, что вы делаете и предметы, которые видит малыш.
  • Играйте вместе с карапузом, но при этом позволяйте малышу делать самостоятельно то, что он может. Разыгрывайте вместе разные сюжеты с игрушками, например, как зайка делится с медвежонком печеньем, кукла купается в ванночке, мышонок приглашает в гости медвежонка.
  • Включайте ребенку музыку разных жанров, а также звуки разных предметов. Так вы будете стимулировать развитие слуха.
  • Занимайтесь с крохой рисованием, позволяя карапузу выводить первые каракули пальчиковыми красками, мелками или фломастерами. Малышу также понравится творить, используя пластилин и соленое тесто.
  • Ходите с малышом в песочницу, предлагая поиграть с совочком, формочками, ситом, грабельками.
  • В солнечный день обратите внимание крохи на ваши тени. Предложите наступить на вашу тень.
  • Давайте ребенку возможность играть с другими детками. Если у крохи нет сестрички или брата, приглашайте в гости знакомые семьи с малышами-дошкольниками.
  • Сделайте для малыша фотоальбом, в котором будут находиться фото всех близких родственников, а также картинки животных. Карапуз будет подолгу его рассматривать.
  • Ежедневно немного времени уделяйте совместному чтению с малышом. Приобретите для крохи детские книги с яркими иллюстрациями. Давайте возможность ребенку самому выбрать, какую книжку он будет «читать» сегодня.
  • Во время купания бросьте в ванночку маленькие игрушки, способные плавать, а затем дайте крохе сито или совочек, предложив собрать плавающие предметы в ведерко.

Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Психическое развитие

Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.

На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.

На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.

Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:

  • Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
  • Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или сортер). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
  • Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
  • Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.

Моторика

Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:

  • Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
  • Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
  • Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
  • Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
  • Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.

Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:

  • Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
  • Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
  • Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
  • Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
  • Лепить из соленого теста.
  • Приклеивать наклейки на себя или на листок.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Играть со шнуровками.
  • Наматывать нитки на клубок.
  • Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
  • Закручивать и откручивать крышечки.
  • Играть с сортером и рамками-вкладышами.
  • Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
  • Играть с прищепками.
  • Заниматься с сенсорной коробкой.

Развитие речи

На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.

Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:

  • Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
  • Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Делать гимнастику и массаж пальчиков.
  • Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.

Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.

Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка

Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.

Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Игры с мячом

Гимнастика под музыку

Упражнения на фитболе

Ходьба с препятствиями

Гимнастика по видео-уроку

Познавательное развитие

Собираем пазл

Находим целое по части

Игры с кубиками

Изучаем фрукты

Сортируем предметы по цвету

Игры с пирамидкой

Ищем пропавшую игрушку

Сенсорное и музыкальное развитие

Слушаем звуки музыкальных инструментов

Изучаем запахи

Изучаем материалы на ощупь

Слушаем детские песенки

Изучаем вкусы

Игра с сенсорной коробочкой

Слушаем классическую музыку

Мелкая моторика

Пальчиковая гимнастика

Игры с крупой

Игры со шнуровкой

Пальчиковая гимнастика

Игры с прищепками

Игры с наклейками

Игры с песком

Речевое развитие

Чтение сказки

Артикуляционная гимнастика

Обсуждение сюжетной картинки

Чтение стихов

Артикуляционная гимнастика

Рассматривание картинок и их обсуждение

Чтение потешек

Творческое развитие

Рисование пальчиковыми красками

Аппликация

Рисование карандашами

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Вот малышу уже год и месяц! Для родных наступают горячие деньки. Мало того, что нужно ответить на все вопросы, изложенные младенческим языком, но необходимо и удержать ребенка от опасных опытов. Маме и всей семье понадобится хороший ресурс любви и терпения.

Физические параметры

Сначала поговорим о самом важном – физическом здоровье. Всемирная Ассоциация здравоохранения разработала шкалу роста и веса для младенцев всех рас и обоих полов. Приводим данные для нашего региона.

Для мальчиков:

  • рост: от 73,5 до 78,4 см;
  • вес: от 8,7 до 11 кг;
  • окружность головы: от 44,9 до 47,6 см;
  • должен иметь 8 передних зубов.

Для девочек:

  • рост: от 70,5 до 76,8 см;
  • вес: от 8 до 10,2 кг;
  • окружность головы: от 43,7 до 46,4 см;
  • ребенок должен иметь 8 передних зубов.

Небольшое отклонение от нормы – не повод для тревоги, а вот более серьезные отклонения в большую или меньшую сторону обсудите с педиатром, особенно если раньше малыш развивался нормально. Серьезные заболевания лучше выявить на ранней стадии.

Режим сна малыша

Интересно, что уже в столь малом возрасте дети начинают делиться на сов, жаворонков и голубей.

  • Жаворонки укладываются спать в 20-22 часа, но уже в 4-5 начинают «трудовую» деятельность, просят грудь.
  • Совы могут бодрствовать до 23-х, но первый раз просыпаются в 6-7 утра.
  • Голуби не имеют определенного режима, чем вводят в ступор родителей.

Дети в большинстве своем делят ночной сон на две части. Днем такие малыши тоже спят в два приема – минимум по часу. В сумме в этом возрасте малыш должен спать 10-13 часов в сутки.



Как раз в этот период родители могут выявить, к какому суточному типу относится ребенок. Так, поднятая рано утром “сова” будет постоянно стараться прикорнуть и добрать утренние часы сна

Навыки и умения малыша

В норме 13-месячный ребенок не только умеет распознавать, но и демонстрирует всю гамму человеческих настроений, чувств и поступков (рекомендуем прочитать: ). Он будет проявлять не только любовь, но и независимость, страх, злость, упрямство, непослушание, грусть. Во всех этих проявлениях ему нужна безусловная любовь мамы и папы, но уже стоит выставлять границы и внушать слово «нельзя». Пока малыш очень привязан к маме, однако нужно нежно подталкивать его к общению с другими людьми.

  • Примите чувства вашего ребенка. Он имеет на них право.
  • Если отучаете от груди, старайтесь вознаградить это лаской и забавой. Не отучайте во время болезни или важных изменений в его жизни (переезд, например). Во время отлучения постарайтесь занять его чем-то новым и захватывающим.

В 1 год и 1 месяц дети проявляют большую активность и стремление к самостоятельности. Их проще занять и направить. Они уже умеют ходить сами или с помощью взрослых или ползают с изумительной прытью. Исследование домашней территории переходит на более высокий уровень: открываются полки, двери и окна, все пробуется на зуб и засовывается в нос или ухо. Некоторые уже умеют приставить стульчик и влезть довольно высоко.

Ходят годовалые дети неумело, но с большим энтузиазмом. Они стремятся ходить, как все взрослые вокруг них. Тем более, что прямохождение позволяет расширить горизонты.



Малыш очень гордится своим новым навыком хождения, поэтому применяет его в любой удобный момент. Мамочке нужно быть осторожной, потому что ребенок становится очень любопытным и может оказаться в опасности

Что должен уметь ваш ребенок?

  1. Сам сидит за столиком и пытается есть без вмешательства взрослого. Не следует пресекать эти попытки, даже если ребенок перемажет все вокруг.
  2. Малыш в год и месяц выполняет простые просьбы: «дай мячик», «принеси мишку», знает, как называются предметы и игрушки.
  3. Кроме гуления и агуканья, уже формирует фразы с повторяющимися словами (мама, баба, папа, биби), имитирует голоса животных (гав, му, мяу, ко-ко-ко). Понимает важные слова: «на» и «дай», «да» и «нет». Различает звуки, разговаривает сам с собой на младенческом языке. Слушает свой голос, изменяя громкость и интонации.
  4. Ребенок понимает, что может влиять на предметы – толкать, тянуть, хватать, бросать, прятать. Он делает это с наслаждением – таков его способ владеть окружающим.
  5. Общения с семьей уже мало – ребенок тянется к сверстникам и детям постарше, на прогулке рассматривает других малышей. Ищите компанию – ранняя социализация большое благо. Дети друзей, родственников, соседей, компания из песочницы или кружка развития дают бесценный опыт ранней дружбы и умение вести себя в конфликте.
  6. Если ваш малыш в год и месяц не ходит, а энергично ползает и встает, примените мягкую педагогическую силу. Дайте ему уцепиться за ваши пальцы обеими ручками и водите. Поощряйте хождение интересными вещами: «давай подойдем к той игрушке, к тому красивому цветочку». Предметы лучше показывать на уровне его глаз, чтобы малыш понимал – чтобы много увидеть, надо много ходить. Сядьте на диване за 3-4 м от малыша и протяните к нему руки, позовите его. Если он приползет, не ругайте, опуститесь сами на четвереньки, а потом встаньте, показывая пример. Проявите бурную радость, когда малыш решит подойти, обнимайте и качайте его.


Дети в этом возрасте уже начинают более осознанно разговаривать, поэтому понять их куда легче, чем раньше. Нужно поощрять эти разговорные навыки и побольше заниматься с малышом

Развивающие и вспомогательные занятия

Развивающие занятия и игры призваны облегчить и ускорить созревание малыша. Раннее развитие человека всегда происходило одинаково: он лезет так высоко, как только может, не думая об обратном спуске (рекомендуем прочитать: ). Следите за ребенком, не оставляйте его даже на короткое время: дети очень реактивны, если им что-то интересно (рекомендуем прочитать: ). Снимайте малыша с высоты, научите спускаться самостоятельно, но не рискуя, с малой высоты, сопровождайте действия словом «нельзя».

Выводите ребенка «в люди» – в торговые центры, на разные детские площадки, в парки, соблюдая меры безопасности (например, во время эпидемий). Новые впечатления пробудят его исследовательские инстинкты, научат не бояться нового.

Игрушки , подходящие для возраста в 1 год и 1 месяц:

  • книги, иллюстрированные яркими и понятными картинками, энциклопедии малыша, сказки, говорящие книги и т (рекомендуем прочитать: ).д.;
  • большие игрушки, которые можно бросать и толкать (машинка, мишка, пупс), каталки с трещотками и мигалками, разные стучалки и звучалки.

Эффективные занятия для ребенка в 1 год и 1 полный месяц могут быть самыми разнообразными. Купите куб с прорезями разных геометрических форм: пусть ребенок впихивает в соответствующие отверстия звезду, квадратик, треугольник и т (см. также: ). д. Хороша и копилка, в которую малыш будет опускать пуговицы и монеты (строго следить, чтобы не проглотил). Покажите, как получить бренчание, тряся копилкой. Звуковые игры – это то, чем стоит заниматься каждый день.

Спрячьте игрушку на глазах у малыша простым способом (накрыв коробкой, тканью или заведя руки за спину). Пусть малыш ищет. Привяжите к игрушке яркую ленточку на его глазах и спрячьте так, чтобы он видел кончик ленты. Найдет – бурно радуйтесь и восхищайтесь.

Полезно развивать и чувство цвета. Листы цветной бумаги раскладываем по полу, поставив на них предметы и игрушки того же цвета, проговариваем названия цветов. Потом игрушки убираем, играем ими с ребенком и просим его самостоятельно разложить по цветам на листочке бумаги. В 13 месяцев он уже вполне справится с этим.



Чувство цвета для развития ребенка очень важно – оно помогает лучше понимать окружающий его мир и выражать ощущения при помощи художественных инструментов

Чем можно кормить малыша?

Пора обогатить питание. Да, ваша радость пока почти не имеет зубов, но уже в состоянии оценить новый вкус и усвоить новые блюда. У ребенка в этом возрасте формируется кулинарный вкус. Делайте здоровую, простую и вкусную еду, измельчайте ее так, чтобы не было проблем с глотанием и перевариванием. Например, бутерброд с маслом и сыром – обрежьте корочки, порежьте на маленькие кубики и посыпьте тертым сыром. Пусть ест самостоятельно. Кстати, в интернете есть множество видеорецептов для малышей.

Сбалансированное меню на 3 дня:

День первый День второй День третий
Завтрак
  • Омлет на пару
  • Молочная каша
  • Ломтик хлеба с маслом
  • Травяной чай
  • Пюре овощное
  • Ломтик хлеба с маслом и сыром
  • Чай, забеленный молоком
  • Суфле из манки с морковкой
  • Молоко
  • Ломтик хлеба с маслом
Обед
  • Борщ протертый
  • Суфле из куриной грудки
  • Картофельное пюре на молоке
  • Компот
  • Суп-пюре из брокколи или цветной капусты
  • Кабачковое пюре
  • Вегетарианские щи
  • Картофельная запеканка с мясом
  • Несладкое печенье
  • Компот
Полдник
  • Кефир
  • Несладкое печенье
  • Протертое яблоко
  • Кефир
  • Молочные сухарики
  • Фрукты
  • Нежирный творог
  • Кефир
  • Фрукты
Ужин
  • Гречневая каша
  • Молоко
  • Ломтик хлеба
  • Запеканка из творога
  • Молоко
  • Ломтик хлеба
  • Пюре овощное
  • Чай, забеленный молоком
  • Ломтик хлеба

Молодые родители часто задаются вопросом: а что умеют дети в 1 год? При появлении первенца на свет мама с папой также познают новое, как и их малыш. Первый год жизни необычайно важен для семьи, ведь в этот период происходит формирование новой личности.

И вот пришло время, когда малышу исполнился годик, он уже стал самостоятельным, понимающим человечком. У него появляется все больше стремления узнавать что-то новое.

На этом этапе важно знать, что должен уметь делать ребенок. 1 год - время, когда еще не поздно обратиться к специалистам, если у малыша имеются проблемы с развитием.

Рост ребенка

В этом возрасте рост и вес малыша неравномерно увеличиваются - в месяц порядка 100-300 грамм и 1-1,2 см. Пропорции тела постепенно изменяются: ручки и ножки удлиняются, животик становится плоским. В этот период детки все разные, кто-то весит много, кто-то мало. Главное - следить за стабильным развитием ребенка.

Принятые врачами нормы веса малышей: мальчики - 8,9-11,6 кг, девочки - 8,5-10,8 кг. Рост обоих полов - 71,4-79,7 см.

Речь малыша

Около 10 простых слов в первый год жизни уже умеет говорить ребенок. 1 год - только начало в разговорной речи малыша. Как правило, речь ребенка связана с эмоциями. Он часто общается сам с собой, со взрослыми общается жестами, показывая, что ему нужно.

В этом возрасте ребенок уже отличает "можно" от "нельзя", понимает, когда хвалят и ругают. На интуитивном уровне он осознает обыденные слова.

Также малыш учится подражать звукам, движениям, повторяя за взрослыми слова с нужной интонацией. Поэтому очень важно при малыше не употреблять ругательств, чтобы ребенок их не запоминал и не использовал позже в своей речи. Также стоит исключить выяснение отношения при ребенке, чтобы малыш не учился испытывать негативные эмоции в таком возрасте.

Малыш может говорить не совсем то, что происходит. Он продолжает лепетать, складывать слоги.

Нормальным развитие ребенка считается, если он имеет некоторый запас слов, показывает на предметы, которые ему называют, подает какие-либо вещи по просьбе.

В год малыш обзаводится воспринимает простые мелодии. Каждый день ставя ему музыку, можно сформировать музыкальный вкус.

Упрямство малыша

Ребенок начинает показывать свою самостоятельность, пытается настаивать, если ему это не удается, способен устроить истерику со слезами и катанием по полу. В этот момент нужно помочь малышу справиться с негативными эмоциями, но ни в коем случае не стоит накалять обстановку. - очень ответственный период, в который нужно особенное внимание уделить развитию психики ребенка. Успокойте малыша, скажите, что понимаете его чувства, объясните спокойно, как ему нужно себя вести.

Почаще давайте малышу почувствовать себя самостоятельным. Также очень важно, чтобы у ребенка была возможность выбора, неважно, выбрает он еду на полдник, одежду на прогулку или игрушку в магазине. Крохе важно чувствовать, что с его мнением считаются.

Необходимо наблюдать постоянно, что умеют дети в 1 год, поскольку каждый новый шаг - настоящее счастье для родителей, и каждый хочет запомнить на всю жизнь, как малыш делает свои первые попытки к познанию мира.

Передвижение малыша

Что умеют дети в 1 год, так это уверенно передвигаться, опираясь на предметы, некоторые даже ходят самостоятельно. Через полгода детки уже будут бегать.

Малыш хочет познать все места в доме, которые ранее ему были недоступны, он ходит по всем комнатам, залезает на диваны, ползает под столом, залазит в шкафы и прочую мебель, которая встречается на его пути. В этот период лучше приучать ребенка к полезным вещам: собирать пирамидку, кормить животных, открывать матрешку. Малышу интересно все, поэтому он будет повторять каждое ваше действие.

Ребенок уже может забираться на новые места с помощью стула. С появлением большего количества возможностей малыш с неподдельным интересом исследует окружающий мир.

В годик дети особенно любят игрушки, которые можно катить перед собой, поэтому можно приобрести мячик или колясочку.

Обеспечьте малышу безопасное место для физической активности и игр. Для хранения игрушек можно использовать ящики на колесах, которые ребенок сможет самостоятельно передвигать.

Если ребенок в этом возрасте не пошел, то не стоит расстраиваться, не стоит также полагать, что он отстает в развитии. Лучше уделить внимание массажу и гимнастике, чтобы суставы малыша были гибкими.

Что умеют дети в 1 год, в большой степени зависит от темперамента. Одни подвижные, а другие более спокойные и не стремятся во что бы то ни стало встать на ножки.

Бытует мнение, что, если постоянно носить ребенка на руках, он пойдет позже обычного. Однако учеными было доказано, что это вовсе не так, и никакой связи тут нет.

Что умеет делать ребенок в 1 год - понятие относительное, поскольку все малыши развиваются с разной скоростью. Просто будьте в этот период с ребенком и помогайте ему в познании окружающего мира.

Общение

Дети в годик еще неохотно идут на контакт, они не готовы к социализации. Они могут капризничать, находясь с незнакомыми людьми, или проявлять нежелание играть с другими детьми. У малыша развивается чувство собственности, он отстаивает свою территорию, не хочет ни с кем делить игрушки и внимание родителей.

Навыки в быту

Малыш уже постепенно начинает приспосабливаться к жизни и начинает учиться держать кружку и пить из нее. Ребенок (1 год) умеет жевать и уже может держать ложку, вполне способен накалывать еду на вилку. При одевании/раздевании малыш уже сам может поднимать ручки и ножки, помогая маме. При умывании тянет ручки к воде.

Что должен знать ребенок

Малыш уже учится продумывать наперед, как поступить, чтобы добиться своей цели. В основном это касается желания достать предмет с высоты. Чтобы малыш самостоятельно учился забираться на выступы и доставать необходимые вещи, следует поставить в его комнате скамеечку, чтобы он сам мог ее пододвигать куда нужно и доставать необходимые вещи.

Необходимо обратить внимание на развитие зрения ребенка. Для этого используют метод цветовой стимуляции. Используйте разноцветные игрушки, картинки, одежду ярких цветов.

Очень нравится малышам играть с "матрешками", и необязательно с куклами, можно использовать коробочки разных размеров. В качестве поощрения положите в самую последнюю коробочку печенье или любое другое лакомство.

Детки начинают испытывать тягу к искусству, поэтому для игры малышу нужны цветные мелки или карандаши. В этом случае продемонстрирует естественное для своего возраста ребенок (1 год) развитие. Должен уметь малыш рисовать простейшие образы.

Чтобы он быстрее осваивал новые слова, знакомьте ребенка с ними как в процессе игры, так и во время купания, еды, прогулки. Описывайте вкусы и запахи, называйте цвета предметов вокруг. Сходите с ребенком в магазин и называйте товары, чтобы малыш мог услышать новые слова.

Капризы малыша

В процессе психоэмоционального развития малыш понимает, как нужно вести себя с разными людьми. Отношение к маме и папе, другим ребятишками становится разным. Можно проследить такую тенденцию: чем хуже ребенок знает человека, тем воспитаннее он себя с ним ведет.

Как правило, малыш с мамой ведет себя капризно, может топтать ногами, выражать недовольство. Таким образом он проверяет, любит ли его мама любым. Если вы примете ребенка таким, какой он есть, то он скоро успокоится и станет вести себя нормально, если же не примете, то подобные проверки могут продлиться всю жизнь.

Познавательное развитие

Предоставив крохе некоторые игрушки, можно проследить, как он развивается.

В годик малыш уже может снимать и нанизывать на пирамидку 3-4 колечка самостоятельно или повторяя за взрослым.

Если показать малышу различные действия с игрушками, он будет их запоминать и пытаться повторять. Так, например, он сможет ставить кубик на другой кубик, открывать и закрывать крышечки.

Также малыш может выбрать одну игрушку и кормить ее, причесывать, укладывать спать.

Во многом то, что умеет ваш ребенок в 1 год, зависит от его способностей и усилий родителей.

Уход за малышом

В годик малышу просто необходима постоянная физическая нагрузка, поэтому стоит предоставить ему все условия для ходьбы, ползания, бега, прыжков без ограничений.

Малыш становится более активным, поэтому вам придется чаще проводить водные процедуры. Он с удовольствием исследует новый мир, может тянуть в рот землю, трогать животных, плескаться в луже. После купания проверяйте состояние кожи малыша, используйте увлажняющие средства и, при необходимости, средства от потницы.

По мере того как ребенок будет учиться ходить и бегать, у него будут появляться ссадины и синяки. Не стоит переживать по этому поводу, малыш вскоре научится двигаться. А пока стоит запастись пластырем и дезинфицирующими средствами.

За волосиками ребенка также стоит ухаживать. Чтобы малыш учился обращаться с расческой, покажите ему, как это делается, на кукле. Ребенок с радостью станет причесывать куклу, а потом и родителей. Многие малыши боятся ножниц, полагая, что стричься больно. Таким же образом можно продемонстрировать этот процесс на кукле.

Ну и, конечно же, обязательно нужно часто посещать врача и сдавать анализы, чтобы убедиться, что с малышом все в полном порядке.

Детишки - цветы жизни. Иметь малыша в доме - огромная радость, ведь наблюдать за тем, как растет твое чадо, становится сознательным жителем этой планеты, незабываемо. От родителей в первые годы жизни ребенка зависит многое. Отдавая малышу любовь и заботу, вы способны воспитать гармоничную личность с правильным отношением к жизни.

Очень важно направлять кроху на верный путь. Конечно, у него есть инстинктивное ощущение того, как правильно нужно что-то делать. Однако он не всегда может самостоятельно справиться. Помогайте малышу во всех начинаниях, учите его.