Что такое талант? Талант - это что такое? Талантливый человек Талант к чему или в чем

Среди творческих людей и критиков различных эпох и стран, наверное, никогда не прекращаются споры о понимании и значении данного слова. Некоторые думают, что талант - это удел избранных, Божья искра, которая возникает совершенно непредсказуемо и достаточно редко на Земле. Иные считают, что талант - это то, что дано каждому из нас, и любой человек может выявить определенными методами свои неординарные способности в той или иной сфере, а затем - правильно развить при помощи специальных упражнений. Некоторые думают, что от этого понятия зависит 99% успеха, а некоторые, что талант - это труд и ежедневные упражнения процентов на 90! Кто знает? А может, призвание - это талант? Давайте и мы попробуем хотя бы немного разобраться в этом, прямо скажем, непростом вопросе.

Определение понятия

Согласно словарям и энциклопедиям, данное слово определяется, как наличие определенных выдающихся способностей у конкретного человека или группы людей. Как правило, они проявляются в творческих достижениях различного вида искусств, профессиональных новациях и тому подобном. Так, остальное общество судит о наличии таланта в основном по результатам деятельности. А они, безусловно, должны быть новаторскими, со свежим и оригинальным подходом к теме и материалу. Различные таланты могут проявляться в разном возрасте: от самого раннего детства (яркий пример - Моцарт в музыке), до насыщенной опытом зрелости (к примеру, многие философские труды).

Врожденный или приобретенный

Мнение, достаточно широко распространенное: что талант - это следствие и возможный результат только врожденных и генетикой обусловленных Так называемый дар. Но многолетние эксперименты и исследования, проведенные некоторыми учеными, свидетельствовали о том, что практически каждый из нас обладает от рождения зачатками различных талантов. А уже та или иная степень их последующего развития может быть обусловлена воспитанием и обучением. Откуда напрямую следует, что талант - это способности, развиваемые и утверждаемые при помощи опыта и приобретения навыков.

Люди и звери

Многие исследователи считают, что данное понятие присуще только человеку. Но некоторые думают иначе. Ведь у высших млекопитающих животных, к примеру, приматов или дельфинов, могут быть выявлены и развиты потрясающие способности. Что было уже неоднократно доказано на различных примерах и экспериментах, документально зафиксированных. А в Индии дельфинов вообще официально признали разумной расой, отличной от человеческой. Наверное, все же талант - не только человеческая привилегия!

Социальная характеристика

Как бы то ни было, талант человека - это, скорее, одна из его социальных характеристик, а не строгое научное определение. Оно является понятием сугубо житейским, так как нет определенных и четко выверенных диагностических методов его выявления и оценки. Об уровнях таланта обыкновенно судят другие люди, окружающее общество. А суждения формируются в зависимости от продуктов деятельности и их новизны. Однако со временем оценки значимости могут измениться, а актуальность творений утратиться, и тогда неотвратимо забвение, как уже не раз случалось в истории человечества: признанные своей эпохой мастера утрачивали всякую ценность для потомков.

Этимология

Само слово происходит от наименования меры веса и денежной единицы в Древней Греции. А в христианстве существует притча о том, что хозяин подарил своим трем рабам по монете - таланту. Первый закопал деньги. Второй - разменял богатства. Третий - приумножил. Отсюда, кстати, затем и пошли выражения: приумножить или зарыть свой талант в землю (как это делают многие представители человечества). В переносном смысле слова: дар Божий, возможность сотворения нового, равная самому Господу, который создал людей по своему образу и подобию. А значит, и у человека есть такая привилегия - создавать и творить!

Попытка классификации

В попытках классифицировать само понятие некоторые умы, что называется, сломали головы. Подвергая сомнению и будучи неудовлетворенными подобными методологиями, можно все же привести в пример «Рамки ума» Говарда Гарднера. В ней ученый выделяет девять типов таланта, присущих всем людям.

  • Лингвистический и вербальный. Им обладают многие писатели и журналисты, мастера слова и акулы пера.
  • Талант цифровой. Он присущ программистам и людям с математическим складом мышления.
  • «На слух». Такой талант присущ многим музыкантам, лингвистам, полиглотам.
  • Пространственный. Им обладают художники и дизайнеры.
  • Физический. Спортсмены и, к примеру, танцоры.
  • Следующими идут личностный и межличностный, талант окружающей среды и талант предпринимательский, связанный с тайм-менеджментом и деньгами.

Конечно же, такая классификация воспринимается довольно условно, так как критериями оценки выступают мнения окружающих, а оценка производится в основном по результатам, представленным публике.

В музыке

Есть довольно много критериев, по которым можно сказать: музыкальный талант - это способность человека запоминать, повторять, сочинять мелодию и играть на различных музыкальных инструментах. Как правило, данные способности проявляются в раннем возрасте, чрезвычайно рано. Иногда родители не обращают должного внимания на соответствующие особенности ребенка, и звездочки гаснут, так и не успев зажечься. Иногда - как в случае с Моцартом - талант усиленно развивается родителем, и подкрепленный знаниями и опытом, вспыхивает, как солнце!

Порой происходит все наоборот: взрослые считают ребенка гениально одаренным, всячески потакая ему, и тем самым ломая ему судьбу. Как же разобраться в этом тонком и щепетильном вопросе, ведь так ранимы порою? Существуют просто хорошие музыканты, а есть - таланты, близкие к гениальности. Последние, как правило, слышат в музыке много больше чем обычный человек, не представляют жизни без нее, она - их естественная и неотложная потребность. При наличии хорошего педагога из практически любого малыша можно сделать музыканта средней руки, понимающего гармонию и ноты, могущего играть с листа довольно сложные произведения уважаемых авторов. Для гения обучение - вещь не самая главная (хотя при наличии опытного педагога талант реализуется быстрее). Важна ощущение себя в музыке, Божий дар, желание совершенствования и развития себя. Зачастую ученики, обладающие такими качествами, уже в раннем возрасте превосходят своих опытных учителей (и это характерно не только для музыкальных сфер).

Как распознать

Отмечено, что музыкальные можно распознать уже к трем годам жизни. Именно это может стать залогом формирования будущего таланта и даже гения в данной области. Исследователи, прежде чем записывать собственное чадо в гении, советуют применить несколько тестов, проверяющих способности ребенка, касающихся слуха (конечно же, музыкального, а не обычного), чувствительности к ритмике, музыкальной памяти. У опытных педагогов даже существуют спецметодики определения талантливости малышей в столь раннем возрасте. Они сориентированы на то, чтобы не дожидаясь 7-ми летнего возраста, когда обычно отдают в музыкальную школу, начать развивать способности. Кто знает, может, к семи годам ваше чадо уже профессионально будет играть на нескольких инструментах и писать собственные пьесы, доказывая тем самым, что музыкальный талант - это особенность, именно ему присущая?

Тесты

Если в доме имеется музыкальный инструмент, к примеру, пианино (или игрушечный синтезатор, наконец), можно провести один из простых тестов. Они предназначены для того, чтобы выявить скрытый талант. Это различение ребенком высоты звука (разумеется, все должно происходить в игровой форме, чтобы дитя было заинтересовано), его тональности и скорости воспроизведения. Можно ударять по клавишам, приговаривая: а вот так мышка пищит, а вот так медведь идет, а вот так - лисичка. Прося малыша затем звуки: кто это - медведь или мышка? Замечено, что если у ребенка хороший то он с первого раза сможет определить различия уже в 2-3 года.

Угадай мелодию и ритм

Еще один замечательный «детский» тест заключается в угадывании малышом несложных мелодий. Нужно выбрать несколько, и каждую обозначить определенной картинкой или предметом. Воспроизведя ноты, попросите ребенка узнать их в следующий раз, указывая на определенный рисунок или предмет. Так можно проверить музыкальную память. Если узнавание происходит быстро, можно говорить о наличии соответствующего таланта. А проверяется аналогичным образом. Прихлопывайте в такт мелодии в ладоши. Если малыш сможет повторить прихлопы вместе с вами в следующий раз, то у него хорошее чувство ритма.

Если верить словарю Ожегова, талант — это« выдающиеся врожденные качества, особые способности». Несомненно, Кутузов был талантлив в тактике и стратегии, Лермонтов — в литературе, Пикассо — в живописи. Но одним природным даром дело явно не обошлось. Можно обладать абсолютным слухом, но не стать Моцартом. Талант не просто одаренность, это умение грамотно распоряжаться и управлять тем, что тебе дано. В библейской притче три раба получили от хозяина по одному таланту. Первый закопал дар в землю, второй разменял его, а третий приумножил — в равных условиях разные люди пришли к противоположным результатам.

Каждая из нас с рождения обладает потенциалом для достижения успеха в любой сфере деятельности. Да-да, и даже физические параметры здесь ни при чем: у одного из выдающихся игроков НБА Тайрона Боггса рост всего 160 см. Но условия взросления, влияние родителей и окружения, ценности культурной среды приводят к тому, что один становится переводчиком, а другой — летчиком. Выбор профессии тоже очень относительно связан со способностями. Да и многие люди просто не верят, что талант у них есть.

Проблема в том, что мы слишком широко трактуем это понятие, а оно ультраспецифично: то есть у тебя есть способности не к танцам, кулинарии или фотографии, а к танго или выпечке маффинов. Чтобы обнаружить их, не надо опускать руки, если что-то не получается, и бояться пробовать новое. Подумай о том, чем ты занимаешься, приносит ли это удовольствие. Скрытый талант — это то, что ты не замечаешь в самой себе.

Юрий Вировец, президент HeadHunter:

« Чтобы стать профессионалом, таланта недостаточно. Но он может стать решающим фактором при приеме на работу молодого специалиста, только окончившего университет. К сожалению, зачастую чем человек одареннее, тем он менее усерден и более заносчив. Я знаю очень талантливого музыканта, он тяжело сходится с людьми, из-за этого ему не удалось прижиться ни в одном успешном коллективе. Если бы не его замкнутость, он наверняка стал бы одним из лучших в России. То есть без коммуникабельности мало шансов реализовать талант в полной мере. Кроме того, надо, чтобы человек действительно хотел учиться и стремился к самосовершенствованию».

Талант = профи

Отрасль HR-менеджмента« управление талантами» занимается мотивированием и продвижением одаренных сотрудников, к которым часто причисляется… весь штат! «Во всех организациях есть установка на развитие и инновационность, — пишет HR-директор Илана Мескин в книге War for Talent(„Война за талант“). — Для этого нужно вкладываться в сильных сотрудников — и тех, кто проявляет способность к обучению, и тех, кто демонстрирует готовность и желание расти. Именно они лучше всего вознаградят компанию за затраченные усилия. В то же время я надеюсь, что активно развивать и мотивировать будут не только „суперзвезд“, но и сотрудников, занимающихся необходимой, но рутинной деятельностью».

Следовательно, каждый в коллективе обладает уникальным набором знаний и компетенций, которые грамотный менеджер должен выявить и использовать эти таланты во благо компании. По статистике, только 3−5% специалистов можно отнести даже не к мастерам своего дела, а к средним профессионалам. И в коллективах, занимающихся большими проектами, творческое ядро от силы несколько человек. Отсюда высокая ценность одаренных сотрудников. Тут и возникает« война за талант», в которой участвуют компании, конкурирующие в борьбе за «идеальных» работников. Как же попасть в их число?

Кадровики ценят нестандартное мышление и понимание актуальных проблем определенной сферы деятельности. Школа и институт чаще всего предоставляют свод готовых знаний, формируя стереотипное мышление. Учись осваивать информацию, расширяй кругозор! В одной из ведущих консалтинговых фирм действует закон up or out: либо ты развиваешься и растешь, либо выходишь из борьбы. Возьми это на вооружение, и сама не заметишь, как достигнешь карьерных высот. Талант начинается с веры в себя, с желания получить признание и славу, но, конечно, в разумных пределах.

Алексей Захаров, президент рекрутингового портала Superjob.ru:

« , бесспорно, важен, но при приеме на работу его наличие не определяется(за исключением творческих профессий, когда соискатель может показать портфолио). Во всяком случае, мотивация на конкретную должность играет гораздо большую роль. Специалисты по подбору персонала и руководители выясняют, насколько кандидат соответствует требованиям. В каждой компании свои критерии оценки. А сильные стороны сотрудника выявляются после начала реальной работы, и вот здесь задача босса — этот талант разглядеть и обеспечить условия для развития».

Талант = опыт

Американские ученые установили: для достижения уровня мастерства, соразмерного статусу эксперта мирового класса, требуется 10 000 часов практики. Объектами исследований были композиторы, спортсмены, писатели, пианисты, шахматисты, даже преступники. 10 000 часов эквивалентны примерно трем часам занятий в день или двадцати часам в неделю на протяжении десяти лет. «Битлз» семь лет играли по восемь часов семь дней в неделю и только после этого стали рок-звездами. Билл Гейтс программировал ночи напролет, и количество отработанных им часов превысило 10 000 уже спустя шесть лет активной практики. Ключевой фактор талантливости — способность работать до тех пор, пока не сотрется грань между природной одаренностью и отработанным мастерством. Но 10 000 часов — это невероятно много. Иногда на это нет ни времени, ни возможности. Эксперты уверены, что ради успеха придется отказаться от многих удовольствий. Зато потом сможешь смотреть на сверстников, гулявших по клубам, свысока. Но одного трудолюбия недостаточно. Талант — результат переплетения способностей, практики и… случая. Его не стоит недооценивать. Стив Джобс вырос в небогатой семье и не учился в Гарварде. Но он посещал вечерние собрания специалистов Hewlett-Packard, где выпытывал у инженеров массу информации. Там он узнал телефон основателя компании, не постеснялся позвонить ему и выпросил работу на лето. Это все равно что если бы ты была начинающим дизайнером и попала на практику к Лагерфельду.

Алена Владимирская, руководитель хантингового агентства PRUFFI:

« Суперодаренные дети(если исключить сферы типа рисования, игры на скрипке и пр.) с ранних лет не приучены монотонно, ежедневно трудиться. А это желание и умение важнее, чем чистый талант. Мы искали дизайнера в прекрасную компанию. Осталось два кандидата: гениальный мальчик и девочка, хорошая, но не звезда. Их обоих взяли, но на разные зарплаты. Через год мальчик уже не работал, а девочка выросла до арт-директора. Она очень обиделась на меньший оклад, начала усиленно работать и „сделала“ своего конкурента. Так что выявить талант можно только по результатам труда».

P.S. Подведем итог. Талант — нечто эфемерно-субъективное. Результат упорного труда показателен и неоспорим. И не стоит плакаться, что никто не ценит твои способности. Смело берись за дело, не бойся пробовать и верь в себя. Успех придет.

ТЕКСТ: Валерия Немирова

Талант -- определённые или выдающиеся способности, которые открываются с приобретением опыта, формируя навык.

Широко распространено мнение, что талант является следствием только врождённых, генетически обусловленных особенностей человека или даром, полученным от Бога. Многолетние экспериментально-педагогические исследования, проведённые в СССР в 50-е 60-е годы А. И. Мещеряковым и И. А. Соколянским, привели к версии, что каждый нормальный человек обладает задатками каких-либо талантов от рождения, а степень их развития полностью обуславливается воспитанием человека.

Этимология слова

Слово происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал (зарыл), разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им.

Классификация талантов

Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил девять типов таланта, интеллекта:

  • 1) Вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам, лингвистам).
  • 2) Цифровой (характерен для математиков, программистов).
  • 3) Слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды).
  • 4) Пространственный (присущ дизайнерам и художникам).
  • 5) Физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике).
  • 6) Личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе).
  • 7) Межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актёрами).
  • 8) Талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).
  • 9) Предпринимательский -- талант (мышление нового поколения, навязанное временем и деньгами).

Талант – это потенциал или изначально заложенная способность индивида. В толковых словарях значение слова талант определяется, как особые личные предрасположенности человека. С приобретением опыта они формируют навык. В противовес гениальности, когда человек считается одаренным во всем, и что, необходимо отметить, истории известны лишь отдельные случаи, когда личность талантливая имеет высокие способности, касающиеся одной, двух, а реже сразу нескольких сфер.

Значение слова талант интересно раскрывается благодаря греческому корню, который также обозначает меру веса, денежного расчета в древности. Здесь мы припомним притчу о розданных талантах, что повествует не лишь о монетах, но также поучает, как поступать с умениями, которыми природа одарила нас – не «хоронить» их, а всячески приумножать.

Что такое талант

Талантливость находится выше просто хорошего результата, это особая , заметная даже окружающим как из ряда вон выходящие способности. Например, если у человека высоки способности к игре в шахматы, то тогда он при определенных усилиях показывает хорошую игру. Однако талант к игре станет проявляться, словно сам по себе, будет ощущаться через влечение к шахматам, а результаты будут превосходить результаты тех, кто просто имеет хорошие навыки. Это заметят и окружающие, считая такого игрока особым, словно имеющим сверхспособности от природы. По отношению к талантливости всегда есть какой-то трепет. Однако талант не всегда сразу виден. Если у талантливого человека никогда не было возможности столкнуться с предметом его одаренности, он может вовсе не ведать о своей способности.

Так бывает в жизни в неподходящих для развития этой сферы условиях. О выходцах из нижних экономических слоев населения или бедных стран снята не одна кинолента, которые при попадании в новую жизнь становились гениальными боксерами, танцорами, даже учеными, при наличии хоть небольшой подготовки.

Сложность выявления талантливости связана и с другими особыми условиями, не только экономическими – известны случаи, когда ребенка в школе посчитали умственно отсталым, но он при особом обучении не только добился высоких показателей в сфере своей одаренности, но и совершил открытия, был первопроходцем в новой области. Здесь также имеет значение свежесть взгляда, незамыленность знаниями, как правильно, что свойственно обывателям, которые не пытаются посмотреть на предмет изучения или тренировок с иной стороны, а словно по шаблону выполняют необходимые действия.

Талантливый человек сможет достигнуть сверхрезультатов как по обычной методике развития, так и даже часто без нее, либо сам будет стараться внести в нее личный вклад. В том, что делает талантливая личность, всегда виден ее особый почерк.

Не развивая свой дар от природы, человек часто остается просто увлекающимся, например, пением, радует этим хобби себя и знакомых. Но попав в надлежащие условия – на шоу талантов, и получив основы подготовки, он может круто изменить свою жизнь. Однако ярко выраженный талант часто не дает своему носителю спокойно жить, забыв о нем. Он словно рвется наружу, сила таланта иногда даже правит человеком, увлекая его и требуя, чтобы стремлению нашли выход – словно сильное растение пробивается сквозь асфальт.

Существуют истории, когда человеку запрещали следовать своему влечению родители, наставники, общество. Тогда у личности разгорался нешуточный между бессознательным мощным стремлением заниматься любимым делом и запретами на него. Особенно это было характерно для прежних, более деспотичных времен. И здесь даже можно отчасти понять тех, кто накладывал запрет. Например, потомственные врачи могли гарантированно обеспечить своему ребенку достойное и благополучное будущее, обучив его медицине, передав своих клиентов и известное имя. Однако особенно одаренные, талантливые от природы сын или дочь не всегда могли покориться этому ходу событий, чувствуя себя не вправе идти по этому безликому, пустому и несчастливому для них пути. Если помимо таланта человек обладал хоть сколь-нибудь выраженными волевыми качествами, то он мог противостоять давлению окружения и защищать свой дар, получая признание иногда уже только после смерти. Однако какое это признание!

Не один воистину великий человек был непризнанным в своем отечестве и времени. Зачастую — это окружение не хочет, не способно воспринимать нечто новое, отличное от привычного, противится новому веянию или даже агрессивно защищается от него. Некоторые таланты шли настолько вразрез с общественно признанной деятельностью, что и сам носитель не мог себе объяснить, что владеет им, и пытался бороться и искоренять влечения к таланту. Однако ни внешняя, ни внутренняя борьба с истинной талантливостью не приносит желаемых результатов, сила таланта лишь растет от борьбы. Многие выдающиеся, острые талантливые произведения, обычно художественные, были созданы как раз под влиянием этого конфликта, словно на изломе, в них прослеживается душевное колебание и даже страдание создателя. Но, как и в случае со своим творцом, позже они завладели умами и сердцами своих зрителей, а часто даже положили начало новому, революционному направлению, став впоследствии классикой.

Сам по себе, без развития, проб, тренировок, подчас даже мучительных часов, проведенных над ним, без своего проявления – талант не имеет силы, не интересен окружающим. Подобно драгоценному камню, он требует от своего мастера филигранной обработки, дабы из неотесанного куска камня превратиться в сияющую драгоценность. Время и труд, затраченные в направлении развития своего таланта – следующий необходимый шаг, чтобы заложенная способность преобразовалась в нечто большее, нашла свое проявление.

Дабы быть полезным и признанным, надо не только знать, что я талантлив, но и определить, в какой форме мир может воспринимать мой талант сегодня, а затем приложить усилия и затратить время. Работая, основываясь на свою талантливость, ее обладателю нужно догнать тех, кто путем упорного труда в этом направлении сейчас получает наилучшие результаты.

Сегодня талантливость часто имеет практическое применение, является источником заработка и мечтой многих людей – работать в сфере своих интересов. Поэтому понимание рынка как приемника результатов талантливого труда очень важно на сегодняшний день.

Виды таланта

Еще в 1980 году Гарднер в своей книге разделил способности и выделил типы таланта. Они и сейчас хорошо иллюстрируют основные группы талантов, хотя после Гарднера было выделено еще более 30 видов.

Вербально-лингвистический талант – это способность четко формулировать свои мысли и красиво их выражать, острота ума и слова. Этот талант присущ выдающимся журналистам, ораторам, писателям.

Цифровой талант – это умение разбираться с цифрами и различного рода точными символами. Он характерен для математиков, программистов и экономистов, которые воспринимают мир через точные выражения и способны быстро проводить исчисления. Явно одаренные в цифровой сфере люди словно живут в мире абстракций и без развития социальных навыков могут даже выглядеть странно для остальных людей.

Пространственный тип таланта есть не что иное, как умение ориентироваться в пространстве и творчески его преобразовывать, что встречается у дизайнеров и художников. Часто у них есть свой особый взгляд на действительность, и они выражают его в предметах искусства. Однако есть и те, кто талантливы именно в передаче реалистичного мира, могут в точности, словно на фотокарточке воссоздать вид.

Физический талант свойственен людям, которые отлично владеют своим телом и органами чувств. Здесь самый широкий спектр занятий от выдающихся работников физического труда до искусных танцоров. Люди этого типа по стилю восприятия противоположны людям математического склада, поэтому обучение для физически одаренных должно быть на практике, через телесность.

Личностный или эмоциональный талант отвечает за способность распознавать свои и чувства, проживать глубокую внутреннюю жизнь. Этот вид талант сродни , наблюдению за своей психической жизнью и противоположен . Его можно заметить, например, у выдающегося писателя Достоевского.

Межличностный талант помогает в общении с другими людьми и нужен учителям, политикам, актерам и общественным деятелям.

В отдельную группу Гарднер выделяет также такой тип, как талант окружающей среды. Это умение гармонично вписываться в природу, окружающий мир и соответствовать ему, оно свойственно прирожденным земледельцам и дрессировщикам животных.

Эти типы таланта могут сочетаться между собой. Например, человек, одаренный пространственным и цифровым типами таланта, может стать хорошим архитектором. А эмоционально и межличностно одаренный – хорошим психологом.

Как найти свой талант?

Распознание таланта похоже на поиск своих сильных сторон, однако найти в себе таланты и способности есть нечто большее.

Как обнаружить талант в себе, своих детях, признать в других людях, помочь в его раскрытии? Для этого следует проанализировать предыдущие достижения или факты, ответив, какие из этих результатов выдающиеся.

У маленького ребенка можно распознать талант, пробуя его в разных видах деятельности: предлагая спеть, станцевать, сконструировать. И может обнаружиться, что ребенок спел прекрасно, с , без специальной подготовки лучше, чем другие дети. Часто даже дети сами тянутся к тому, в чем заключается их талант. Талантливого в пении ребенка не нужно заставлять петь, он наверняка будет напевать часто, с удовольствием, а его родители без труда заметят его любовь и способность к пению. И здесь уже важно правильно распорядиться талантом, данным от природы – дать ему возможность дальнейшего развития, предоставить условия, словно почву, полив, свет и удобрение для цветка.

Как найти в себе таланты и способности? Ниже предлагается методика, благодаря последовательным шагам которой можно определить свои таланты.

Шаг 1. Какая ваша мечта? Припомните свои мечты с детства вплоть до нынешнего момента, выпишите их.

Шаг 2. Разделите их на категории: иметь и быть. Первая категория касается желаний обладания какими-то вещами. Тогда как вторая – желания быть кем-то, стать тем человеком, о ком вы мечтали. В дальнейшую работу по методике мы берем только мечты из второй категории.

Шаг 3. Выпишите те профессии, которые находят в вас отклик. Вспомните тех людей, на чьем месте вы желали быть.

Шаг 4. Чем нравится заниматься вам? Добавьте в перечень те занятия, которые приносят вам истинное удовлетворение, те, что не требуют для вас принуждения, а наоборот, радуют.

Шаг 5. Все выписанные мечты, любимые занятия и профессии объедините, и проверьте, какие вызывают положительные эмоции у вас. Для наибольшей точности представьте себя в каждой роли максимально детально, визуализируйте ее так, словно это есть ваша реальность сейчас. Дайте оценку вашим ощущениям в теле и эмоциям по шкале из 10 баллов.

Шаг 6. Вычеркните из списка те сферы, что получили низкие оценки – это те желания, от которых легко можно отказаться.

Шаг 7. Сгруппируйте получившийся список ваших склонностей, если отдельные из них имеют связь. Например, в одном желании вы хотите петь, а в другом – получить признание и известность, тогда они логически объединяются в стремление стать известным певцом.

Шаг 8. Назовите каждую группу каким-то талантом, например, как в прошлом примере – талант пения.

Шаг 9. Ищите связь между образовавшимися группами. В жизни на практике ваши склонности обязательно поддерживают друг друга или конфликтуют, однако в итоге образуют неповторимое индивидуальное сочетание.

Шаг 10. Какое применение можете найти вы своим способностям? Рассмотрите каждую группу наклонностей, объединенных как талант, и связи между ними, чтобы найти возможные для вас пути реализации этих способностей. Каждой профессии или сфере деятельности дайте оценку по шкале снова из 10 баллов и выделите наиболее перспективные.

Шаг 11. Из конкретных деятельностей выберите ту, что наиболее близка вам, нравится и имеет высокие шансы принести вам успех. Это и будет ваш талант.

В последнее время стали очень популярны различные талант-шоу, благодаря которым мы узнали, что среди обычных людей - множество талантов! А что такое талант?

На первый взгляд, все просто. Талант - это проявление ярких способностей в определенной области, это особая одаренность, которую невозможно не заметить.

Но вот вопрос: является ли талант даром, которым наделены только исключительные личности, или его можно в себе развить?

Талант - дар природы?

В словаре Брокгауза талант определяется как высокое природное дарование, выдающаяся способность к деятельности в какой-либо области.

Сразу же вспоминаются имена знаменитых актеров, ученых, музыкантов, писателей. Достоевский, Бетховен, Менделеев, Миронов - вот кого, бесспорно, можно назвать людьми талантливыми, вот кого щедро наделила природа!

Талантливый ученый, словно живущий в мире абстракций, размышляющий над новым произведением писатель или создающий музыку композитор иногда кажутся остальным людям несколько странными...

То есть талантливый человек - особенный, тот, кто от рождения имеет выдающиеся способности? И обладателями талантов могут быть лишь избранные?

Да, талант - это, бесспорно, показатель особой одаренности. Но не избранности!

И в применении к обычным людям мы тоже нередко пользуемся словом «талант». И даже больше - каждый человек по своей природе в чем-то талантлив.

Как отыскать в себе талант

Не всем дано быть гениями в одной из наук, обладать уникальным художественным или музыкальным даром. А что мешает обычному человеку начать развивать в себе данные природой способности? Но для начала нужно их в себе отыскать. Как это сделать?

Прислушайтесь к своим желаниям, вспомните, о чем мечтали в детстве. Ведь способности в первую очередь проявляются в непреодолимом стремлении заниматься какой-то определенной деятельностью, в чем-то проявлять себя.

Такое желание может возникнуть еще в детстве или юности. А бывает, что искра таланта вспыхивает и в зрелом возрасте. В любом случае нужно не игнорировать это внутреннее чувство, а довериться ему.

Какие бывают таланты

Талантливый человек - какой он? И какие бывают таланты?

Еще в 1980 году американский психолог Говард Гарднер в своей книге «Рамки ума» выделил семь типов таланта. И хотя после него были описаны еще более 30 видов, эти семь и сейчас считаются основными. Вот они.


Доброжелательность и любовь к людям - тоже талант!

Сегодня все реже встречаются люди, которые могут по-настоящему посочувствовать, помочь, подставить плечо. Умение оставаться порядочным человеком в наше время тоже можно считать особым и довольно редким талантом. Даже искренние приветливость и доброжелательность - определенно талант. И он не менее важен для развития человечества, чем талант двигать вперед науку или развивать искусство.

Если способность к человечности не дана от природы, стоит приложить усилия, чтобы ее воспитать.

Вот и получается, что талант - это не только одаренность, данная Богом; он, прежде всего, зависит от человеческого упорства и желания становиться совершеннее.

Талантливые дети

Практически все дети имеют к чему-то особую склонность, а иногда проявляют наличие дарований сразу в нескольких сферах. Чтобы помочь ребенку раздуть зарождающуюся искру, родители должны вовремя обнаружить эти способности и как можно раньше начать развивать в ребенке творческий талант.

Ведь маленький человек вряд ли может научиться играть на музыкальном инструменте или писать картины самостоятельно, даже если у него к этим занятиям недюжинные способности. А если талантливый человек не будет иметь возможности столкнуться с предметом своей одаренности, то он может так никогда и не узнать о своем таланте.

Поэтому так важно дать ребенку испытать себя в разных делах и определить, что именно малышу нравится больше всего, к чему лежит его душа.

Попробовать свои силы и способности дети могут, посещая различные кружки и секции, а также участвуя в детских творческих конкурсах, которые организуются специально для того, чтобы отыскать молодые таланты.

А обнаружив у ребенка зачатки способностей, нужно их лелеять и развивать. Ведь если этого не делать, он может остаться просто увлекающимся любимым делом человеком. Да, он будет радовать своим дарованием близких и друзей, но не более того. А вот получив должную подготовку и развитие, дарование может круто изменить всю свою жизнь.

Но талант бывает настолько выраженным и ярким, что он сам не даст забыть о себе, вырвется наружу, словно нежный цветок, пробивающийся сквозь асфальт, и «зарыть его в землю» не получится даже при неблагоприятных условиях.

Два значения выражения «Зарыть талант в землю»

Раньше у выражения «Зарыть талант в землю» был совсем иной смысл, чем тот, который мы вкладываем в него сегодня. Как и само слово «талант», которое первоначально означало наибольшую денежно-счетную единицу в Древней Греции, Персии, Вавилоне.

Выражение «Зарыть талант в землю» пошло из евангельской притчи о том, как один богатый человек перед отъездом в другую страну раздал трем своим рабам таланты (монеты). Одному из них он отдал 5 талантов, второму - 2, третьему - 1. Первые два раба вложили данные им монеты в дело, а третий закопал свой серебряный талант в землю.

Когда господин вернулся, два раба отдали ему денег больше, чем получили. Третий же вернул только одну монету, которую сохранил в земле. Похвалу получили те, кто не зарыл свои таланты, а приумножил их. Третьего же господин назвал лукавым и ленивым.

В современном языке «Зарыть талант в землю» означает не развивать данный свыше дар.

Как развить талант

Обнаруженные способности нужно развивать, а это требует немалых усилий. Ведь талант - это не только необычайная одаренность, данная от рождения, но и развитая под влиянием упражнений.

Многие люди добиваются больших успехов и достигают известности благодаря тому, что развивают заложенные природой задатки трудолюбием и упорством. Именно из таких со временем получаются незаурядные экономисты и юристы, выдающиеся ученые, креативные дизайнеры, талантливые музыканты, актеры и литераторы.

Ведь сам по себе талант не имеет силы и никому не интересен. Он требует обработки, словно драгоценный камень, который будучи неотесанным, никому не виден. Чтобы заложенная в человеке способность, одаренность преобразовалась в талант, нужно затратить много времени и сил. Но это того стоит!

В каждом человеке заложено зерно таланта. Нужно уметь рассмотреть в наших детях будущих великих ученых, спортсменов, артистов, музыкантов, чтобы помочь им развить и реализовать данные от природы способности.

Также не нужно забывать о том, что и в себе отыскать талант никогда не поздно, стоит только разглядеть внутри себя ребенка и вспомнить, о чем он мечтал… И главное - не страшиться реализовывать эти мечты! Бояться нужно зарыть в землю данный природой талант.

Не менее важным, чем необычайные способности к наукам или творчеству, является талант быть Человеком - добрым, сострадательным, отзывчивым. Если наш читатель именно такой - он, бесспорно, чрезвычайно талантлив.