Особенности терморегуляции новорожденного способы согревания. Особенности терморегуляции новорожденных детей. Уход за новорожденным

Новорожденный ребенок переживает своеобразный стресс, попадая во "взрослый" мир из уютнойутробы матери. В этом мире все нужно делать по-другому: дышать, получать пищу, двигаться, смотреть, слышать.Все это ребенок словно учится делать по новым правилам нового для него мира. Этот период привыкания к новым условиям жизни называют периодом новорожденности, в это время малыш адаптируется к новым условиям жизни вне утробы матери.

Во "взрослом" мире все по-новому, но в первую очередь здесь совсем не так тепло, как в утробе матери. И поэтому после рождения у всех малышей терморегуляция осуществляется совсем не так, как у взрослых. Сразу после рождения ректальная температура у новорожденного находится в пределах от 37,7 С до 38,2 С. Этот температурный интервал как раз и отражает температуру в теле матери, т.е. ту температуру, к которой малыш привык за время внутриутробной жизни. За последующие после родов 2-3 ч температура тела младенца постепенно понижается до 35,8-35,5 С, такое явление понижения температуры тела врачи называют транзиторной гипотерми ей , и обусловлено оно резкой сменой температуры окружающей среды. У здоровых доношенных новорожденных вслед за понижением температуры начинается ее повышение примерно до 37 С. У недоношенных и больных новорожденных гипотермия проявляется в большей степени, пониженная температура у таких младенцев может сохраняться в течение нескольких суток.

Примерно для 1 % новорожденных на 3-5 день жизни характерно также явление транзиторной гипертермии - т.е. подъема температуры тела до 38-39 С. Возможными причинами этого явления врачи называют незначительное обезвоживание организма младенца и бактериальное заселение кишечника.

Терморегуляция новорожденных имеет следующие важные особенности:

  • при повышении температуры окружающей среды проявляется сниженная способность отдавать тепло, что легко может привести к перегреву новорожденного (поэтому не стоит очень сильно укутывать малыша)
  • при некомфортных условиях (мокрых пеленках, например), при снижении температуры окружающей среды проявляется способность легко терять тепло, что легко может привести к переохлаждению

В общем, для новорожденных в первые недели жизни характерна неустойчивость температуры тела и ее быстрые изменения при пеленании, купании, после кормления. Примерно к 2 месяцам жизни у новорожденного устанавливаются циклические суточные колебания температуры тела. Температура тела в течение суток может колебаться в интервале до 0,5 С при достаточно стабильной и комфортной температуре окружающей среды. Колебания температуры служат своеобразным индикатором физического и эмоционального состояния младенца, наиболее высокая температура наблюдается в интервале от 17 до 19 ч, а наиболее низкая - от 4 до 6 утра.

Учитывая особенности терморегуляции новорожденных, необходимо обеспечить малышу наиболее оптимальный температурный режим (температура окружающей среды в пределах 20 С), а также пеленать, одевать ребенка в соответствии с погодными условиями на улице или температурой воздуха в комнате новорожденного.

Похожие статьи:

Особенности развития ребенка от года до трех лет (9649 Просмотров)

Раннее детство > Воспитание ребенка

В семье появился малыш. Радость какая!!! Теперь появятся новые заботы, хлопоты не только по правильному уходу за ребенком, но и по его обучению всему, что может пригодиться в жизни. Раннее детство от года до трех лет...

Прививка от оспы для новорождённых (14650 Просмотров)

Новорожденный > Прививки

Из-за ухудшения санитарно-эпидемологической обстановки в последние десять лет прививка от оспы является обязательной для новорождённых. Оспа – опасное заразное инфекционное заболевание и своевременная...

ОСОБЕННОСТИ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ. Известно, что в растущем организме постоянно протекают с высокой интенсивностью обменные процессы и различные формы получаемой и затрачиваемой при этом метаболической энергии превращаются в тепло. Существенный вклад в образование тепла в детском организме (теплопродукция - ТП) вносят характерные для детей высокие уровни метаболизма и двигательной активности Накопление тепла в организме способствует повышению температуры тела. Однако, в соответствии с физическими законами теплоотдачи, если температура любого тела, в том числе тела человека, становится выше температуры среды его существования, тепло с поверхности тела начинает рассеиваться в эту среду (теплоотдача - ТО), что способствует понижению температуры тела. Очевидно, что постоянной для данного тела температура будет при условии равенства величин ТП и ТО. Именно поддержание равенства теплопродукции и теплоотдачи в условиях изменения интенсивности метаболизма, двигательной активности организма и (или) температуры среды существования является одной из важнейших функций системы терморегуляции.

Величина температуры тела при достижении равенства величин ТП и ТО могла бы устанавливаться на различных произвольных уровнях, но благодаря функции центральных - гипоталамических - центров терморегуляции эта величина температуры вполне определенная («37 °С). Она называется установочной точкой терморегуляции (set point). Таким образом, формирование центральными нейронными структурами гипоталамуса определенной величины регулируемой в данном организме температуры является второй важнейшей функцией системы терморегуляции. Если обе эти функции выполняются успешно, то система терморегуляции обеспечивает решение главной ее задачи - поддерживает температуру мозга и других тканей «ядра» тела на относительно постоянном уровне. Эта температура поддерживается при минимальном напряжении механизмов терморегуляции в условиях небольшого колебания температуры внешней воздушной среды или в пределах так называемой термонейтральной, или термоиндифферентной, зоны - для обнаженного взрослого человека в диапазоне 28-30 "С, для новорожденного - 32-34 °С, а для легко одетых детей в возрасте 1 мес - 22- 25 "С, 6 месяцев - 19-23 "С, 1 года - 17-21 °С.

Теплопродукция. Суммарная теплопродукция в организме состоит из первичной теплоты, выделяющейся в ходе постоянно протекающих во всех органах и тканях реакций обмена веществ, и вторичной теплоты, образующейся при расходовании энергии макроэргических соединений на выполнение мышечной работы и других функций. ТП в организме ребенка зависит от величины основного обмена, «специфически динамического действия» принимаемой пищи, мышечной активности и изменения интенсивности метаболизма, связанных с изменением

температуры внешней среды (факультативный термогенез). Метаболические процессы осуществляются с неодинаковой интенсивностью в различных органах и тканях, и поэтому вклад в общую ТП организма отдельных органов и тканей неравнозначен. Наибольшее количество тепла образуется в органах и тканях «ядра» организма: печени, почках, мозге, работающих мышцах (при тоническом напряжении и сокращении - сократительный термогенез).

Необходимое для поддержания температуры тела количество тепла продуцируется у доношенного ребенка сразу после рождения. ТП у новорожденного составляет около 1,5 ккал на 1 кг массы тела за 1 ч. Повышение теплопродукции после рождения обеспечивается активацией окисления в митохондриях жировых клеток свободных жирных кислот, уровень которых возрастает при повышении тонуса симпатической нервной системы, стимуляции катехоламинами р-адренорецепторов и активации про-теинкиназы А, повышающей активность фермента липазы бурой жировой ткани (БЖТ). Более мощное и длительное повышение теплопродукции достигается действием гормонов щитовидной железы на митохондриальные процессы окисления в жировых клетках. При этом усиление ТП достигается ускорением базисных метаболических процессов (основного обмена) и активацией механизмов факультативного термогенеза, обеспечивающих усиление теплообразования в условиях понижения температуры среды. От уровня тиреоидных гормонов зависят как интенсивность базисного метаболизма в организме, так и термогенная функция бурой жировой ткани. Окисление жирных кислот бурой жировой ткани, масса которой у доношенного новорожденного составляет около 2 % от массы тела (25-35 г), осуществляется без значимого синтеза макроэргов и с максимально возможным образованием первичной теплоты. Белая жировая ткань новорожденного также способна к прямому теплообразованию, но в гораздо меньшей степени. Посредством механизма несократительного термогенеза уровень теплопродукции может быть увеличен в несколько раз по сравнению с уровнем основного обмена. Вместе с тем даже у доношенных детей запасы теплообразующей жировой ткани, в том числе и бурой, быстро уменьшаются, достигая минимума к 3-4-й неделе после рождения. Чем выше сывороточный уровень Т4 и Т3, тем выше уровень экспрессии генов в ядрах адипоцитов бурой жировой ткани, ответственных за синтез белка термогенина, разобщающего процессы дыхания и фосфорилирования, снижающего синтез АТФ в митохондриях и увеличивающего теплообразование. Т3 влияет на термогенез в бурой жировой ткани посредством модуляции активности фермента дейодиназы Д2, от которого зависит скорость образования из Т4 других активных форм тиреоидных гормонов и их метаболического расщепления в тканях. Максимальная стимуляция экспрессии генов термогенина достигается одновременным действием тиреоидных гормонов и катехолами-нов. К моменту рождения это действие достигает своей наибольшей выраженности и обеспечивает условия для максимальной термогенной активности бурой жировой ткани в раннем пост-натальном периоде.

При значительной степени недоношенности, когда у новорожденных имеется различной степени выраженности гипотиреоз, а масса бурой жировой ткани составляет менее 1 % от массы тела, теплопродукция снижена. Это может способствовать развитию гипотермии, если не созданы условия для ограничения теплопотерь.

Сократительный термогенез также является важным механизмом повышения ТП у новорожденного, у которого уже с первых часов жизни наблюдается повышение мышечного тонуса и двигательной активности, резко возрастающих при холрдо-вом воздействии на кожу. Роль сократительного термогенеза в повышении теплопродукции возрастает по мере увеличения возраста ребенка и уменьшения массы бурой жировой ткани. Этому способствует увеличение у детей мышечной массы, развитие механизмов терморегуляционного тонуса мышц и холодовой дрожи. Вклад в ТП сократительного термогенеза может изменяться при ряде неврологических и мышечных заболеваний, а также при развитии гипоксии, вызванной заболеваниями органов кровообращения и дыхания.

Теплопродукция в расчете на 1 кг массы тела возрастает за 1-й год жизни до 2,4 ккал за 1 ч. У детей старше 2 лет теплопродукция на единицу массы тела в покое постепенно снижается, но одновременно у них уменьшается относительная площадь поверхности тела, и к 15-17 годам показатели теплообмена и развитие механизмов терморегуляции приближаются к показателям, характерным для взрослых, когда ТП и ТО становятся сбалансированными и составляют около 1 ккал за 1 ч.

Уровень теплопродукции контролируется эффекторными нейронами заднего отдела гипоталамуса через соматические и симпатические нервные волокна, а также рядом гормонов и биологически активных веществ (норадреналин, адреналин, тироксин, трийодтиронин и др.).

Теплоотдача. Различаются следующие механизмы отдачи тепла организмом в окружающую среду: излучение, теплопроведение, конвекция, испарение влаги. ТО первыми тремя способами может осуществляться только при условии, когда температура поверхности тела выше, чем температура среды существования. ТО за счет испарения влаги может осуществляться как при наличии положительной разницы температур поверхности тела и среды, так и в условиях более высокой температуры внешней среды. ТО путем испарения прекращается при 100 % насыщении внешней

воздушной среды парами воды или в воде. Все вышеперечисленные способы отдачи тепла подчиняются физическим законам.

За счет возникновения физиологических реакций организма на воздействие тепла, холода или существенное изменение теплопродукции можно оказать влияние на величину температуры поверхности тела, а тем самым на величину градиента температур между поверхностью тела и окружающей средой и величину ТО. Этими реакциями являются сосудистые реакции - сужение или расширение поверхностных сосудов кожи. Если расширения сосудов оказывается недостаточно для увеличения теплоотдачи (в условиях высокой внешней температуры), то стимулируется потоотделение, что создает дополнительные возможности для усиления ТО за счет испарения большего количества влаги с поверхности кожи и снижения температуры тела. В условиях, когда при действии холода сужение сосудов оказывается недостаточным для снижения теплопотерь и предотвращения охлаждения организма, стимулируются физиологические реакции увеличения ТП (сократительный и несократительный термогенез). Таким образом, ТО любым из способов является по своей природе пассивным физическим процессом, а физиологические термо-регуляторные реакции сосудов или потоотделения лишь способствуют изменению условий рассеяния большего или меньшего количества тепла в окружающую среду и достижения баланса между величинами ТП и ТО.

Излучение является способом отдачи тепла поверхностью тела в окружающую среду в виде электромагнитных волн инфракрасного диапазона. Количество тепла, рассеиваемого излучением в окружающую среду, пропорционально площади поверхности кожи тех частей тела, которые соприкасаются с воздухом. При температуре воздуха 30-34 "С и относительной влажности воздуха 40-60 % поверхность тела обнаженного ребенка 1-го месяца жизни рассеивает путем излучения около 40 % всего отдаваемого тепла. ТО излучением увеличивается при понижении температуры окружающей среды и (или) повышении температуры кожи и уменьшается при повышении температуры внешней среды и (или) снижении температуры кожи. Если температура окружающей среды превышает среднюю температуру кожи, тело человека, поглощая инфракрасные лучи, излучаемые предметами, согревается. Если же температура поверхности кожи и окружающей среды выравнивается, отдача тепла прекращается.

Кожа новорожденных и детей раннего возраста хорошо вас-куляризована, и вследствие интенсивного притока нагретой крови к поверхности тела из внутренних органов температура кожных покровов у детей выше, чем у взрослых. Кроме более высокого градиента температур между поверхностью тела и внешней средой у детей имеется еще ряд факторов, обусловливающих интенсивную ТО. Это в 2 раза большая площадь поверхности тела на 1 кг массы тела, малая толщина кожи и ее низкие теплоизоляционные свойства, особенно при недостаточности подкожного жирового слоя.

Созревание у ребенка механизмов регуляции ТО отстает от развития механизмов регуляции теплопродукции и фактически завершается только к 7-8-летнему возрасту. Раньше (к 6 мес-1 году) созревают механизмы регуляции ТО через реакции поверхностных сосудов, о характере которых можно судить при комнатной температуре по изменению разности температуры на груди и конечностях у обнаженного ребенка.

Увеличение функциональной активности потовых желез и регуляция потоотделения развиваются у детей в более поздние сроки. Запаздывание развития механизмов, контролирующих теплоотдачу, по сравнению с развитием механизмов регуляции теплопродукции обусловливает то, что при несоблюдении элементарных мер предосторожности или при развитии некоторых заболеваний перегревание детей первых месяцев и лет жизни более вероятно, чем их переохлаждение.

Состояния перегревания или переохлаждения детского организма особенно вероятны при контакте тела с водной средой (ванночки) или с другими физическими телами (холодный операционный стол и другие условия), когда рассеяние тепла осуществляется посредством теплопроведения. Интенсивность ТО при этом также зависит от градиента температур контактирующих тел, площади контактирующих поверхностей, времени теплового контакта и теплопроводности контактирующего тела. Сухой воздух, жировая ткань являются теплоизоляторами, а влажная одежда, влажный, насыщенный водяными парами воздух и вода, напротив, характеризуются высокой теплопроводностью.

Высокие скорости рассеянии, тепла и перегревания или переохлаждения тела ребенка достигаются при отдаче им тепла конвекционным потокам воздуха или воды. Обнаженные дети 1-го месяца жизни при температуре воздуха 30-34 °С отдают конвекционным потокам воздуха около 36 % тепла.

Высокой интенсивности ТО у детей способствует также рассеяние тепла посредством испарения влаги с поверхности тела и со слизистой оболочки дыхательных путей. У детей через тонкий слой эпидермиса кожи пропотевает и постоянно испаряется с поверхности кожи (неощущаемая перспирация) существенное количество влаги. Общее количество тепла, рассеиваемого обнаженным телом ребенка за счет испарения воды, составляет в обычных условиях около 24 %. Когда внешняя температура превышает среднее значение температуры кожи, организм не может отдавать во внешнюю среду тепло излучением, конвекцией и теплопроведением. Организм в этих условиях начинает поглощать тепло извне, и единственным способом предотвращения

его перегревания становится увеличение рассеяния тепла посредством потоотделения и испарения влаги с поверхности тела. Потоотделение начинается у новорожденных при повышении ректальной температуры до 37,2 °С (порог потоотделения) и достигает наибольшей интенсивности через 35-40 мин. У новорожденных плотность потовых желез выше, чем у взрослых, но их функциональные возможности ниже. Потовые железы ребенка могут продуцировать до 57 мл пота на 1 кг массы тела за сутки, а взрослого - до 500 мл. С возрастом понижается температурный порог потоотделения и увеличивается функциональная активность потовых желез.

Испарение влаги возможно до тех пор, пока влажность воздуха окружающей среды остается меньше 100 %. При интенсивном потоотделении, высокой влажности и малой скорости движения воздуха, когда капельки пота, не успевая испариться, сливаются и стекают с поверхности тела, теплоотдача путем испарения становится, менее эффективной и может наступить перегревание организма.

Решающую роль в изъятии тепла от внутренних органов и тканей, продуцирующих его в больших количествах, и предупреждении их перегревания играет циркуляция крови. Кровь обладает высокой теплоемкостью, и за счет усиления или ослабления кровотока, направленного к поверхностным тканям, осуществляются перенос тепла к поверхности тела, ее согревание или охлаждение и создание условий для большей или меньшей отдачи тепла в окружающую среду.

Уровень регулируемой температуры тела устанавливается в организме гипоталамическими центрами терморегуляции. Наиболее вероятно, что к определению величины регулируемой температуры (set point) прямое отношение имеет преоптическая область, нейроны которой чувствительны к небольшому изменению локальной температуры и контролируют все виды тер-морегуляторных реакций, возникающих при отклонении температуры от заданной для регуляции. Если локальная температура преоптической области отклонится выше установленного для регуляции уровня, например при повышении двигательной активности ребенка, то в организме будут инициированы термо-регуляторные реакции, увеличивающие теплоотдачу, способствующие понижению температуры тела и возврату локальной температуры преоптической области к установленному для регуляции значению (около 37 °С). Если локальная температура преоптической области понизится ниже установленного значения, например при охлаждении во время купания, то будут инициированы терморегуляторные реакции, уменьшающие теплопоте-ри, а в необходимых случаях увеличивающие теплопродукцию и способствующие повышению температуры тела и возврату температуры преоптической области до заданного уровня. В преоптической области гипоталамуса содержатся (около 30 % от общего числа) теплочувствительные нейроны (ТЧН), которые получают афферентные сигналы через синаптические входы от тепловых рецепторов (ТР) кожи и других тканей, и теплонечувствительные нейроны (ТНН) (около 60 %), получающие афферентные сигналы от Холодовых рецепторов (ХР).

Как у доношенных, так и у недоношенных детей кожные рецепторы развиты хорошо. Наиболее чувствительной зоной терморецепции является кожа лица, иннервируемая тройничным нервом. Около 10 % нейронов относятся к холодочувствитель-ным (ХЧН), так как их активность повышается при понижении температуры. Поскольку нейроны преоптической области чувствительны и к изменению локальной температуры, и к поступающим от терморецепторов сигналам о характере изменения температуры на периферии, то они интегрируют оба эти вида информации и, в зависимости от полученного значения интегральной температуры тела, посылают тот или иной сигнал эффекторным нейронам, запускающим терморегуляторные реакции.

Так, теплочувствительные нейроны в условиях термоиндифферентной температуры внешней среды и незначительного (>0,011 °С) повышения локальной температуры преоптической области выше 37 °С активируют через возбуждающие синапсы эффекторные нейроны, располагающиеся в заднем гипоталамусе и запускающие терморегуляторные реакции теплоотдачи. В то же время теплочувствительные нейроны могут через тормозные синапсы ингибировать активность эффекторных нейронов, контролирующих уровень теплопродукции в организме. Но в условиях высокой температуры внешней среды, когда ТЧН получают активирующий их афферентный приток от тепловых рецепторов, реакция теплоотдачи может запускаться ими через активацию эффекторных нейронов, когда еще не произошло повышения локальной температуры в преоптической области.

При действии холода афферентный приток от ХР поступает к термонечувствительным нейронам, которые после их активации могут оказывать возбуждающее воздействие на эффекторные нейроны, запускающие реакции усиления теплопродукции, и одновременно могут ингибировать активность эффекторных нейронов, контролирующих уровень теплоотдачи, уменьшая при этом теплорассеяние.

На эффекторных нейронах, активность которых зависит от поступления к ним сигналов как от ТЧН, так и ТНН преоптической области, имеются и возбуждающие и ингибирующие синаптические входы. Очевидно, что эффекторные нейроны будут активироваться, если будет преобладать поступление сигналов через возбуждающие синапсы, и понижать свою активность, если будет превалировать поступление сигналов через тормозные синапсы. Предполагается, что величина регулируемой температуры тела будет устанавливаться при значении температуры (set point), при котором потоки сигналов от ТЧН будут эквивалентны потокам сигналов противоположного знака от ТНН. В нормальных условиях у здорового человека величина температуры, или значение set point, та, при которой достигается эквивалентность поступления возбуждающих и тормозных потоков сигналов к эффекторным нейронам от ТЧН и ТНН, и составляет около 37 °С. При этом значении температуры активность эффек-торных нейронов близка к нулю, но при изменении локальной температуры преоптической области или изменении афферентного притока от периферических терморецепторов происходит такое изменение активности эффекторных нейронов, которое необходимо для запуска терморегуляторных реакций и удержания температуры тела на заданном для данного организма уровне.

О созревании центральных гипоталамических механизмов терморегуляции у детей можно судить по установлению правильного суточного ритма температуры тела, что происходит к 1,5- 2-месячному возрасту. Гипоксия, внутричерепная травма, инфекции, поражающие центральную нервную систему, как и аномалии ее, могут быть причиной нарушений функции центрального аппарата терморегуляции.

Температура тела. Плод, находящийся в утробе матери при относительно постоянной температуре ее тела, не нуждается в собственной терморегуляции. Тепло, которое образуется организмом плода, передается через плаценту крови матери, и температура крови, оттекающей от плода к плаценте, на 0,3-0,5 °С выше, чем крови, текущей к плоду. Величина ТП плода перед родами составляет около 10-15 % от величины ТП матери.

Температура тела (ректальная) у здорового новорожденного составляет 37,7-38,2 °С, что на 0,1-0,6 "С выше температуры тела матери. У детей, родившихся недоношенными, родившихся в асфиксии или сильно травмированных при рождении, наблюдается значительное снижение температуры тела, которое может сохраняться в течение нескольких суток. Снижение температуры до 35 "С и ниже, позднее возвращение ее к нормально-

му уровню и значительные последующие колебания температуры тела обычно указывают на недостаточность механизмов терморегуляции.

В течение ближайших нескольких часов после рождения температура тела у здоровых новорожденных понижается на 1,5- 2 °С. На степень снижения температуры тела влияют вес ребенка, размеры его тела, количество первородной творожистой смазки, условия ухода за новорожденным. У здоровых детей температура тела вскоре начинает повышаться и через 12-24 ч достигает 36-37 °С. Аксиллярная температура при рождении составляет около 37,2 °С, через 2-3 ч падает до 35,7 °С, к 4-5-му часу постепенно повышается до 36,5 °С, а к 5-му дню жизни - до 37 "С. Обычно в первые дни жизни у здорового новорожденного отмечаются неустойчивость температуры, ее быстрые изменения при пеленании, после кормления. В течение последующих дней температура тела у новорожденных остается неустойчивой и лишь постепенно (к 1,5-3 мес) устанавливается температурная кривая, свойственная здоровым детям грудного возраста. В течение длительного времени температура тела у детей обычно остается на 0,3-0,4 "С выше, чем у взрослых, и лишь постепенно устанавливается на уровне взрослых. Снижение температуры в первые часы после рождения называется транзиторной гипотермией новорожденных. Она обусловлена действием более низкой, чем в утробе матери, температуры внешней среды и незрелостью механизмов терморегуляции. У детей, родившихся физиологически незрелыми и (или) недоношенными, а также у больных наблюдается более выраженная гипотермия, сохраняющаяся в течение нескольких суток.

Ректальная температура у детей обычно на 0,3-0,5 °С выше кожной, измеряемой в подмышечной впадине или в паховой области. После физических упражнений, особенно после бега, длительных прогулок и других нагрузок временное повышение ректальной температуры у детей больше, чем подмышечной, а разница температуры в этих областях может достигать 1 °С и более. При этом у детей имеет место скорее локальное, а не общее повышение температуры тела. Более высокая ректальная температура объясняется обильным кровотоком в этой области, близостью расположения продуцирующих тепло больших мышечных масс, продукцией тепла бактериальной микрофлорой.

Характер суточных колебаний температуры тела, или цир-кадного ритма, у разных детей варьирует, но относительно постоянен у отдельного индивидуума. Циркадный ритм отсутствует у новорожденных и детей раннего возраста и устанавливается после второго года жизни. У детей он более выражен, чем у взрослых. Наиболее низкая температура тела отмечается около 3 ч ночи, а самая высокая - с 17 до 18 ч. Разница между высшей и низшей точками температурного цикла у детей больше, чем у

взрослых. Эта разница у детей может достигать 1,4 °С. Суточные колебания температуры более значительны у девочек, чем у мальчиков. Размах колебаний температуры в течение суток при стабильной температуре окружающей среды в первые дни жизни составляет около 0,3 "С, к 2-3 мес увеличивается до 0,6 °С и к 3-5 годам - до 1 °С. Величина колебаний температуры тела зависит не только от возраста, но и от температуры окружающей среды, двигательной активности, эмоционального состояния ребенка, качества и количества принимаемой пищи, функционального состояния эндокринной системы, а также других факторов, влияющих на основной обмен, двигательную активность, сосудистый тонус. Клиническое значение циркадного ритма многогранно. Знание нормальных суточных изменений температуры помогает врачу избежать неправильной трактовки причин умеренного физиологического повышения вечерней температуры и восприятия ее как проявления гипертермии или лихорадки. Это же касается имеющих место рассуждений о «субнормальной температуре» в ранние утренние часы.

Циклические суточные колебания температуры тела у здорового ребенка устанавливаются к 1,5-2 мес жизни, что совпадает по времени с формированием суточных ритмов сердечных сокращений и частоты дыхания. У недоношенных детей суточная цикличность температуры устанавливается значительно позднее, чем у доношенных. Сохранение нормального циркадного ритма температуры у детей с заболеваниями головного мозга может свидетельствовать о том, что центральные механизмы терморегуляции у них не повреждены. В то же время, если не выявлено других причин, объясняющих отсутствие у ребенка циркадного ритма, это позволяет заподозрить наличие ложной лихорадки.

Относительная недостаточность теплопродукции у новорожденных, и особенно недоношенных, требует создания для них оптимального температурного окружения - термонейтральной зоны. Ее границами является диапазон температуры воздуха, окружающего ребенка, при котором нормальная температура тела поддерживается при минимальном напряжении механизмов ТП. Если для здоровых обнаженных новорожденных, родившихся в срок, границы термонейтральной зоны составляют 32-35 °С, то в этих условиях для глубоко недоношенного ребенка - 35- 36 "С. Для запеленутых новорожденных температурные границы этой зоны смещаются к 23-26-°С и 30-33 °С соответственно. К месячному возрасту температурные показатели термонейтральной зоны смещаются вниз на 1,5-2 °С, а ширина их диапазона увеличивается на 0,3-0,5 °С.

У здоровых новорожденных детей практически не наблюдается снижения температуры тела ниже 36-36,1 °С. Снижение температуры ниже этого уровня обычно отражает несостоятельность энергетического обмена и наблюдается, как правило, при гипотрофии I-III степени, тяжелой сердечной и сосудистой недостаточности, недостаточности функции печени, почек, понижении функции щитовидной железы, надпочечников, при гипогликемии и других тяжелых заболеваниях. Резко снижается температура тела при анафилактическом шоке, коллапсах аллергического происхождения.

Изменения температуры тела у детей могут быть вызваны различными причинами. Длительное влияние холода или жары может оказаться некомпенсированным еще недостаточно зрелыми механизмами терморегуляции и привести к значительному повышению (экзогенная гипертермия) температуры тела или ее снижению (экзогенная гипотермия), что часто возникает у недоношенных и незрелых детей.

Легко перегреваются при повышении температуры воздуха новорожденные, что обусловлено малой массой их тела, близостью значений температуры термоиндифферентной зоны и температуры тела, низкой функциональной активностью потовых желез. Перегреванию способствует также излишнее ограничение теплоотдачи одеждой.

При действии пониженной температуры воздуха у новорожденных усиливается теплопродукция, однако интенсивность этой реакции часто оказывается недостаточной для сохранения нормальной температуры тела, особенно при длительном воздействии холода. Максимальное повышение теплопродукции у новорожденных не превышает удвоенной величины основного обмена (у взрослого человека теплопродукция при охлаждении может увеличиваться на короткое время в 3-4 раза).

Таким образом, среди важнейших особенностей терморегуляции у новорожденных можно выделить: более высокий уровень теплоотдачи по отношению к теплопродукции; ограниченную способность увеличивать теплоотдачу при перегревании, а также повышать теплопродукцию при охлаждении; неспособность реагировать лихорадочной температурной реакцией из-за слабой чувствительности нейронов гипоталамуса к действию лейкоцитарного и других эндопирогенов и содержанию в крови в высокой концентрации аргинин-вазопрессина, снижающего температуру тела. Особенностью терморегуляции у новорожденных является отсутствие реакций повышения терморегуляционного тонуса и холодовой дрожи при понижении температуры тела. При быстром охлаждении у них возникают разнообразные некоординированные движения, сопровождаемые криком. Эта реакция служит сигналом для матери о необходимости устранить воздействие холода.

Система терморегуляции у недоношенных детей крайне несовершенна: они быстро охлаждаются и также быстро перегреваются. Температура тела у них целиком зависит от температуры окружающего воздуха, и только создание индивидуального микроклимата позволяет поддерживать ее на нормальном уровне.

Охлаждение . Предрасположенность недоношенных детей к охлаждению объясняется следующим образом: плохое развитие подкожного жирового слоя и большая поверхность тела по отношению к собственному весу способствуют повышенной теплоотдаче. Наряду с этим у недоношенных детей отмечается пониженная продукция тепла, обусловленная недостаточностью окислительных процессов, малой активностью мышц и недостаточной калорийностью пищи, которую они получают в первые недели жизни.

Сочетание повышенной теплоотдачи с пониженной теплопродукцией предрасполагает недоношенных детей к охлаждению. Непосредственной же причиной охлаждения являются дефекты ухода.

Особенно быстро охлаждаются глубоко недоношенные дети. Достаточно распеленать такого ребенка при обычной комнатной температуре, как он уже через несколько минут станет холодным. Охлаждение заметно ухудшает состояние детей и часто способствует возникновению у них пневмонии. На этом фоне у глубоко недоношенных нередко появляются приступы асфиксии. Значительное охлаждение может явиться одной из причин склередемы.

Профилактике охлаждения и согреванию недоношенных детей должно придаваться самое серьезное внимание.

Перегревание . Излишнее согревание недоношенных детей довольно легко приводит к их перегреванию. Механизм перегревания обусловлен несовершенством терморегуляционного центра, недостаточной реакцией кожных сосудов на тепловой раздражитель и недоразвитие потовых желез.

Перегреванию подвержены все недоношенные дети, независимо от их веса при рождении, но особенно недоношенные с поражением центральной нервной системы. Склонность к перегреванию сохраняется на протяжении первых 4-5 месяцев жизни.

Перегревание сопровождается повышением температуры тела от небольшого субфебрилитета до развития высокой лихорадки (в пределах 39,5-40°). Зависимость между температурой внешней среды и перегреванием у недоношенного ребенка очень индивидуальна. На одну и ту же температуру окружающего воздуха дети одного и того же веса и возраста реагируют по-разному: у одних развивается гипертермия, у других сохраняется нормальная температура. Больше того, один и тот же недоношенный ребенок в разные дни и при разных состояниях может различно реагировать на одну и ту же температуру внешней среды.

Перегревание - это далеко не безобидное явление, как может показаться на первый взгляд. Дети становятся более вялыми, хуже сосут, у них нередко учащается стул. У недоношенных с поражениями центральной нервной системы может появиться (или усилиться) судорожное состояние, у детей с геморрагическим синдромом - усилиться (или возобновиться) кровоточивость.

К профилактике перегревания следует относиться не менее серьезно, чем к профилактике охлаждения. Подробно о температурном режиме и тактике персонала при перегревании изложено в главе 5.

Температурная реакция при очагах инфекции . Отличительной чертой глубоко недоношенных является их неспособность давать повышение температуры тела в ответ на появление в их организме очагов инфекции. Различные тяжело протекающие заболевания, в том числе абсцедирующие пневмонии, остеомиелиты, перитониты, не говоря уже о более легкой патологии, не сопровождаются у таких детей температурной реакцией. Лишь изредка может отмечаться небольшой субфебрилитет в пределах 37,1-37,3°С.

Вместе с тем, как видно из предыдущего раздела, при перегревании у недоношенных детей температура тела может повышаться до 39-40° С. Это своеобразие температурной реакции может явиться причиной диагностических ошибок. Нормальная температура у глубоко недоношенного ребенка не исключает наличия очагов инфекции, высокая - почти всегда свидетельствует о его перегревании.

Недоношенные с весом при рождении около 2000 г реагируют на появление очагов инфекции как и доношенные дети.

Cодержание статьи: classList.toggle()">развернуть

Организм новорожденного, привыкший за 9 месяцев к температуре 38°С в утробе мамы, столкнувшись с новыми условиями, где температура на 10-15° ниже, еще не имеет механизмов приспособления. Это может привести к переохлаждению тела и развитию на этом фоне заболеваний. С другой стороны, охлаждение младенца иногда бывает необходимо по медицинским показаниям.

Симптомы переохлаждения у новорожденного

Родители новорожденного ребенка должны тщательно следить за его состоянием, не допуская переохлаждения, и в то же время тренировать организм грудничка, развивать в нем механизм терморегуляции. Это нужно делать очень мягко и постепенно, не допуская резких перепадов температуры окружающей новорожденного среды.

И все же довольно часто случается, что малышу становится холодно . Поскольку сообщить об этом он еще не способен, родителям нужно быть очень внимательными и знать, как проявляется переохлаждение грудничка.

Признаки переохлаждения новорожденного:

  • Изменение окраски кожи: она приобретает синюшный оттенок, может иметь пятнистый «мраморный» вид, синюшность характерна над верхней губой;
  • Прохладна на ощупь кожа в естественных складках (подмышками, в паху, в локтевых и подколенных ямках);
  • Икота;
  • Дрожь в теле;
  • Сухой кашель;
  • Снижение температуры тела до 35-34°С.

Важно: холодный нос, пальчики кистей и стоп не являются симптомами переохлаждения, а связаны с особенностями циркуляции крови.

Лечение переохлаждения новорожденного

Что делать, если у грудного ребенка налицо признаки переохлаждения? Тактика зависит от того, сколько времени новорожденный находился в условиях пониженной температуры, но более важным является его состояние.

Если новорожденный активен, подвижен, живо реагирует на общение с ним, если температура не ниже 35,5°С, его нужно просто согреть и покормить.

Оптимальный вариант естественного согревания – приложить грудничка к телу матери , обернуть теплым одеялом, покормить грудью или, если он на искусственном вскармливании – теплой (37-39°С) питательной смесью. Если этих мер недостаточно, нужно сделать ребенку теплую ванну.

Важно соблюдать температурный режим: вначале вода должна быть 32°С, затем постепенно повысить температуру до 37°С, подливая горячую воду, предварительно вынув из ванны малыша.

В воде нужно сделать легкий массаж тела ребенка по типу поглаживаний и слабых разминаний между 2-мя пальцами рук, сделать нерезкие движения ручками, ножками, перевернуть его на бочок, живот, снова на спинку.

Если малыш расслабляется, начинает активно двигаться в ванной, кожа приобретает нормальную розовую окраску – эффект согревания достигнут. Продолжительность ванны 10-15 минут.

После ванны новорожденного насухо вытереть мягким полотенцем, надеть хлопчатобумажное и тепло белье, теплые носочки, чепчик, укрыть одеялом. Спустя полчаса нужно измерить младенцу температуру тела.


В случае, если у грудничка дрожь, выражена синюшность кожи, вялость, отказ от еды, кашель, насморк, снижена температура тела до 35°С и ниже – необходимо срочно обратиться к врачу.

Делать ванну, а тем более укладывать спать такого новорожденного нельзя. Сон при выраженной гипотермии опасен, он может замаскировать развивающиеся осложнения.

Последствия и осложнения

Переохлаждение новорожденного очень опасно. Оно приводит к нарушению кровообращения и, как следствие, гипоксии (кислородному голоданию) всех органов и тканей. В наибольшей степени страдает головной мозг. Именно этим и объясняется чрезмерное спокойствие ребенка, когда он замерзает.

Переохлаждение новорожденного при отсутствии своевременных мер по согреванию тела малыша может повлечь за собой ряд осложнений воспалительного характера:

  • Верхних дыхательных путей (ринит, ларингит, трахеит);
  • Миндалин (тонзиллит);
  • Придаточных пазух носа (синусит);
  • Бронхов (бронхит);
  • Легких (пневмония);
  • Почек (гломерулонефрит, пиелонефрит).

Похожие статьи

Более тяжелыми последствиями являются обморожение, мозговая кома и смерь .

Обморожение конечностей в этом случае связана не с пребыванием на морозе, а с длительным нарушение кровообращения из-за спазма сосудов и гипоксии тканей. Такова же причина патологических изменений и в мозге.

Профилактика гипотермии новорожденных

С давних времен важнейшим согревающим фактором для грудничка является материнское тепло. Установлено, что, если новорожденный до 2-3 недель не контактирует с телом матери 20 минут и более, его температура начинает снижаться. Об этом следует помнить, особенно молодым мамам, несмотря на современные воззрения растить детей в спартанском духе и «не приучать к рукам», это — заблуждение.

Важно: нельзя излишне кутать новорожденного. Перегревание ведет к потливости, а влажное белье непременно приведет к переохлаждению, простуде. Вспотевшего грудничка нужно насухо вытереть полотенцем, переодеть.

Новорожденному нужно помочь адаптироваться к новым, более суровым условиям жизни . Этот процесс неизбежно происходит при смене белья, подмывании, ежедневном купании грудничка. Держать ребенка голышом нужно по 2-3 минуты 2 раза в день, постепенно увеличивая время до 10 минут.

С 2-недельного возраста начинают прогулки на свежем воздухе. При этом ребенок должен быть тепло одет, защищен от ветра. Полезно понемногу увеличивать длительность купания, создать условия малышу для плавания в ванной.

Не следует также применять экстремальных способов – парилку, холодную воду, растирание снегом и тому подобное. Все вопросы, касающиеся закаливания ребенка, нужно согласовывать с педиатром.

Показания к применению искусственной гипотермии грудничка

Переохлаждение или гипотермия тела новорожденного может сослужить и хорошую службу, когда она проводится по медицинским показаниям.

  • При асфиксии новорожденного;
  • При энцефалопатии;
  • При метаболическом ацидозе;
  • При судорожном синдроме;
  • Если оценка по шкале Апгар менее 5 баллов.

Все перечисленные состояния сопровождаются кислородным голоданием, которое приводит в итоге к выходу из строя органов.

Согласно статистике, ежегодно в мире рождается 1 миллион детей с различного генеза гипоксией, и, как следствие у 20% из них развивается детский церебральный паралич (ДЦП).

Роль искусственной гипотермии новорожденных заключается в снижении общего обмена веществ и, соответственно, потребности клеток организма в кислороде. В условиях гипоксии охлаждение предотвращает гибель клеток, в частности, мозга, сохраняет их жизнеспособность.

Лечебная гипотермия новорожденных

Новорожденного, которому показано искусственное охлаждение, помещают сразу в палату интенсивной терапии, подключают аппарат искусственной вентиляции легких (ИВЛ), устанавливают катетер в вены для постоянной поддерживающей медикаментозной терапии.

Подключаются датчики основных функций, в том числе температуры тела, вся информация от которых постоянно видна на мониторе (пульс, давление, кардиография, энцефалография, термография тела).

После всех необходимых исследований и неотложной медикаментозной терапии ребенка подключают к аппарату искусственной гипотермии не позднее 6 часов с момента рождения. Аппарат гипотермии новорожденного имеет 2 датчика: один прикладывается к коже, другой вводится в прямую кишку. Охлаждение тела длится в течение часа до температуры 34–33°С.

Длительность процедуры составляет 3,5 суток (84 часа), проводится она в 2 этапа:


Краниоцеребральное переохлаждение младенца

Охлаждение головки новорожденного – очень важная процедура, сохраняющая жизнь младенцам, родившимся с энцефалопатией. Она развивается вследствие асфиксии и кислородного голодания мозга при обвитии пуповиной, тяжелых родов со сдавливанием головки и других причин.

В результате кислородного голодания у новорожденного появляется отек мозга , нарушаются процессы обмена в нервной ткани и наступает ее повреждение. Эти изменения, как правило, необратимы. Чаще всего исходом являются различного рода параличи и другие расстройства центральной нервной системы.

Краниоцеребральная гипотермия новорожденных при асфиксии позволяет снизить активность жизненных процессов в мозге, тем самым уменьшается потребность его в кислороде на 6–7% на каждый сниженный градус температуры. В итоге устраняется гипоксия.

Охлаждение выполняется сверху – от костей черепа, оболочек и коры мозга до более глубоких его структур. При этом поступление крови в мозг, идущей по артериям снизу, остается нормальным. Большая часть нейронов мозга, даже при тяжелой энцефалопатии, сохраняется.

Дети отличаются недостаточно налаженными механизмами теплообмена. Они легко перегреваются и легко теряют тепло. Грудные дети реагируют на охлаждение бурными хаотическими движениями, которые их согревают. У них велика в теплоотдаче роль процессов испарения водяных паров при дыхании.

В первые годы жизни в организме ребенка преобладают процессы химической терморегуляции. Благодаря высокому уровню обменных процессов организм ребенка быстро нагревается. Температура кожи и внутренняя температура тела у дошкольника выше, чем у взрослых.

Обилие кровеносных сосудов в коже обусловливает быстрый перенос тепла от температурного ядра тела к его оболочке, а недостаточная рефлекторная регуляция просвета кожных сосудов не обеспечивает защиту от больших тепловых потерь. При небольшой мышечной массе дети имеют низкую теплоизоляцию покровных тканей. Высокие теплопотери обусловлены также и относительно большой поверхностью маленького тела. С переходом к младшему школьному возрасту границы терморегуляции расширяются, а механизмы теплообмена совершенствуются. Нарастание мышечной массы улучшает теплоизолирующие свойства покровов тела, совершенствование сосудистых реакций облегчает регуляцию теплообмена на поверхности кожи. Улучшается регуляция потоотделения, уточняется информация от терморецепторов тела и деятельность центров терморегуляции. Все это позволяет лучше поддерживать постоянство температуры тела в различных условиях среды и при разных формах деятельности. Дети младшего школьного возраста по сравнению с дошкольниками меньше подвержены перегреванию и переохлаждению, однако их устойчивость к изменениям температурных режимов все еще недостаточно совершенна. С возрастом увеличивается роль физической терморегуляции. В качестве границы перехода от одного типа поддержания постоянства температуры тела к другому выделяют девятилетний возраст. После 1-1,5 лет до 4-5 лет отмечается большой поток тепла через единицу поверхности тела (скорость роста замедляется, интенсивность основного обмена еще высокая). Высокий уровень теплопродукции в этом возрасте служит фактором компенсации слабых возможностей физической терморегуляции. В 6-7-летнем возрасте отмечается увеличение возможности физической терморегуляции с одновременным снижением роли химической (развитие мышечной стенки артерий и артериол, увеличение возможности кровоперераспределения). В возрасте 10-ти лет для девочек и 11-12-ти лет для мальчиков (препубертатный период) в результате гормональных перестроек происходит снижение возможностей физической терморегуляции, которая компенсируется возрастанием роли химической терморегуляции. С появлением первых признаков полового созревания отмечается становление достигнутого к 10-ти годам соотношения активности физической и химической терморегуляции. Физическая терморегуляция совершенствуется тем интенсивнее, чем раньше начаты закаливающие мероприятия.