Когда у новорожденных нормализуется терморегуляция организма. Особенности терморегуляции у детей и подростков. Примерный режим детского сада

Новорожденный ребенок такой крохотный, такой хрупкий, нежный и трогательный, что хочется все время его защищать, что-то делать для него. Этот инстинкт призван защитить младенца, но в наше цивилизованное время зачастую он сильно вредит здоровью ребенка. Типичная картина в роддоме: температура 24 градусов и кулечек из малыша, подгузника, костюмчика или бодика, и двух пеленок. В более щадящих случаях ограничиваются костюмчиком, шапочкой и одеяльцем. В результате, многие малыши приезжают домой с кожей красной и покрытой потницей. Признаюсь, мой первый ребенок приехал именно в таком виде.

Содержание

Почему необходимо закалять детей с первых дней жизни?

Ваш самый чудесный малыш на свете жил в вашем животике в тепле и уюте. Его тело не утруждало себя решение вопросов увлажнения, очищения, нагревания и охлаждения. Но теперь он родился и на его тело обрушилось множество самых разных ощущений и проблем. И ваша главная задача – научить все системы тела вашего маленького чуда быстро и адекватно, реагировать, чтобы суметь себя защитить.

Все мои трое детей за первый год жизни болели только по одному разу, и то потому что я их заражала. Но, что удивительно, в то время, как я с ларингитом мучилась две недели, они болели не больше недели. После года их болезни сводились к небольшому насморку, может кашлю, примерно два раза в год. Я никогда не парюсь по поводу их одежды – пусть хоть голые ходят по улице, если им не холодно, никогда не запрещала лазить по весне в лужах, дома они ходят только босиком, без носков, без тапок, кто-то в штанах и кофте, кто-то в одних трусах. При этом дома у нас не более 18 градусов.

Меня растили по стандартным правилам – теплая одежда, теплая шапочка, теплое укрывание, страх перед сквозняками. При этих казалось бы оптимальных условиях, я умудрилась-таки попасть в больницу с воспалением легких в возрасте трех лет. Все детство, сколько себя помню, болела. В подростковый возраст пришла с хроническим тонзиллитом. И сейчас я болею на порядок дольше и сложнее, чем они, и намного быстрее их замерзаю. Своим детям я такого не хотела, поэтому учила их тело правильно реагировать на холод уже в роддоме.

Читайте также:

Как же работает терморегуляция у младенцев?

Новорожденный ребенок рождается с эффективной системой терморегуляции, просто она отличается от системы взрослого человека. Это сделано природой специально для того, чтобы у младенца была возможность сформировать новую систему терморегуляции и иммунитета с нуля, идеально подходящую под те условия, в которых ему предстоит жить. Если вы постоянно кутаете ребенка, и он находится на грани перегрева, то эта новая система формируется так, словно он живет в каком-нибудь экваториальном климате. Тело будет плохо справляться с охлаждением, что будет постоянно сказываться на иммунитете. Отсюда и частые простуды.

Итак, у новорожденного за нагрев тела отвечает бурая подкожная жировая ткань, которая расположена между лопатками, на груди, на шее, возле отдельных органов. Она формируется с 26 недели беременности специально для того момента, когда произойдет чудо рождения. Если малышу холодно, то в этой жировой ткани начинают активно происходить процессы окисления жиров с выделением энергии – тело нагревается. Несложный, но эффективный механизм теплопродукции.

Если же бурая жировая ткань не справляется, то в работу подключается свойство мышечной ткани создавать тепло при работе. Малыш просыпается, начинает плакать и активно двигаться. Если же и это не помогает, то после истощения всех запасов питательных веществ в теле, новорожденный умолкает, перестает двигаться, тело начинает быстро охлаждаться и может наступить смерть.

А вот возможностей бороться с перегревом не так много. Потовые железы работают еще плохо, а и слой одежды мешает испарятся поту. А прекратить выработку тепла полностью невозможно, ведь оно вырабатывается все время в результате множества происходящих в теле окислительных реакций. Эти реакции необходимы для получения питания клетками, для создания новых клеток, для перехода одних веществ в другие. Тепло выделяется и от постоянного движения внутри его тела – движется кровь, движутся внутренние органы, движутся клетки.

Перегретый малыш становится неактивным, горячим, мокрым, у него нет сил даже для того, чтобы расплакаться. Ведь теперь его организм экономит на движениях. Если ему не помочь, то тело начинает разрушаться и закончиться все может смертью. В более легких формах перегрев мы наблюдаем в виде потницы или вдруг появившейся болезни.

По мере взросления система терморегуляции у младенца изменяется, становится такой, как у взрослых. Гипоталамус созревает и берет на себя ответственность за обеспечение постоянной температуры тела. В его распоряжении теперь находится широкий спектр инструментов: создание подкожно-жировой прослойки, гормоны, питательные вещества из пищеварительной системы, потовые железы, мышцы и пр. Так вот, задача родителей научить гипоталамус в совершенстве владеть этими инструментами. Для этого надо с первых дней закаливать ребенка.

Как закалять?

Вообще, методик закаливания много. Вы выбираете тот способ, который больше всего подходит вам в силу вашего образа жизни и бытовых условий. Но есть несколько общих правил, которые надо соблюдать независимо от методики:

  • Если новорожденный мерзнет, у него синеет носогубный треугольник, он кричит, сучит ручками и ножками, может начаться дрожь, бедрышки на ощупь прохладные. А вот носик, ручки и ножки в норме должны быть прохладные, т.к. они все время влажные.
  • Если младенцу жарко, то его спинка, шея, подмышки становятся мокрыми, лицо и тело краснеет, он становится вялым, сонным. При сильном перегреве младенец может уйти в спячку на несколько часов, что позволяет ему сократить все реакции в теле.
  • Любая закаливающая процедура не должна вызывать у ребенка приступ плача. Если вы снизили температуру в ванночке и малыш стал плакать, то скорее доставайте и успокаивайте, а в следующий раз снизьте чуть меньше.

Я же делала примерно так:

В самом роддоме нас всех заставляли мерить температуру малышам и первые дни после приезда первого малыша из роддома я регулярно мерила ему температуру, чтобы знать, как она меняется в зависимости от того, как я его одевала. Самочувствие второго и третьего ребенка я определяла рукой и зрением.

Чепчик на головку не нужно надевать, если в помещении температура выше 20 градусов. На меня в роддоме косо смотрели, потому что мои дети (кроме первого) лежали в легком костюмчике и без чепчика (температура у нас в палате была 24 градуса), а после смены подгузника некоторое время вообще голые лежали на пеленке – проветривались.

При смене подгузника не спешите одевать кроху – пусть кожа немного подышит. Сосуды тела научаться сужаться, чтобы экономить тепло. У нас дома была температура около 22 градусов, но в деревне она была и 18 – 19 градусов – голенькими они у меня все-равно лежали.

Если на улице 30 градусов и выше, то на прогулке не нужны ни одеяло, ни закрытый костюмчик. Лучше всего, чтобы малыш катался в своей колясочке в одном памперсе. Памперс тоже можно расстегнуть, чтобы не потела промежность.

Мыть малыша в воде с температурой выше 36 градусов не нужно. Лучше температуру постепенно снижать, доведя до 28 градусов. Я даже новорожденных не мыла в 37 градусах. Воду я не кипятила никогда. Только марганцовку добавляла в первые две недели.

В конце купания в ванну со стороны ножек наливайте холодную воду, чтобы температура в ванночке снизилась – такая контрастная процедура более щадящая, чем обливание прохладной водой. Я опускала малышей в ванну в пеленке – так они меньше пугались и редко, когда вздрагивали от прохладной воды. После опускания пеленка просто опускалась на дно.

Про закаливание неплохо расписывает Комаровский в своих книгах, но есть и другие менее модные методы. Хотя я не следовала его книгам, как четким инструкциям.

Вообще, в закаливании я всегда придерживалась мнения (и сейчас придерживаюсь): если чувствует себя нормально, не жалуется, то ему не холодно. Второй ребенок у меня родился в конце мая, а в середине июня начался купальный сезон – его тельце мы тоже кружили по водичке в речке (косых взглядов было много). Кстати, во время беременности я не отказывала себе в удовольствии искупнуться в речке, даже на последних месяцах (старший родился в середине сентября). Хотя никогда не видела купающихся в водоеме беременных. Так что допускаю, что я одна такая.

Терморегуляция - сложный процесс, отражающий проявления тонкого взаимодействия организма человека с внешней средой. В ее осуществлении принимают участие различные звенья нервной и гуморальной систем.

Физиологические механизмы, которые обусловливают постоянство температуры тела, т. е. осуществляют терморегуляцию, делят на химические и физические. Химическая терморегуляция обеспечивает повышение теплопродукции, когда происходит охлаждение организма (понижение окружающей температуры, повышенный расход тепла). Основным источником продукции тепла у человека служит скелетная мускулатура (сокращение мышечных волокон или повышение их тонуса). Вторым важным источником теплопродукции является печень наряду с остальными органами пищеварения. Физическая терморегуляция осуществляет процессы отдачи тепла телом путем конвекции, радиации и испарения, при этом основную роль играют кровеносные сосуды кожи. Разделение терморегуляции на химическую и физическую в известной мере условно, так как они тесно связаны между собой и взаимно обусловлены.

Считают, что теплопродукция и сохранение тепла в организме регулируются в основном задними ядрами гипоталамуса, а потеря тепла и снижение теплопродукции осуществляются с помощью регулирующего влияния преимущественно передних ядер гипоталамуса. Удаление гипоталамуса приводит к потере способности регулировать температуру тела, делает животное пойкилотермным.

Важную роль в теплорегуляции играют и железы внутренней секреции, особенно щитовидная железа, надпочечники и гипофиз, гормональная деятельность которых регулируется нервной системой. Роль этих желез сводится главным образом к влиянию па теплопродукцию. Воздействие их на теплоотдачу значительно меньше.

Теплорегуляция у новорожденных детей имеет ряд особенностей, связанных с морфологической и функциональной незрелостью центральных и периферических механизмов. У недоношенных детей незрелость коры больших полушарий выражена больше, чем у доношенных новорожденных. Одной из причин несовершенства терморегуляции у преждевременно родившихся детей, по-видимому, является глубокая функциональная незрелость межуточного мозга. У плода все ядра гипоталамуса к моменту рождения сформированы и по топографии, строению и форме похожи па ядра взрослого человека. Однако структурная дифференцировка гипоталамических образований еще не закопчена и осуществляется значительно позже.

Многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных авторов было показано, что механизм химической теплорегуляции у новорожденных детей развит достаточно хорошо. Уже в первые часы после рождения даже у недоношенных детей, которые подверглись охлаждению, увеличивается теплопродукция. Совершенствование химической терморегуляции у доношенных новорожденных, по мнению О. В. Бепевской, наступает к концу 1-го месяца, а у недоношенных детей - на 3-4-м месяце жизни. Неполноценность терморегуляции в периоде новорожденное связывают с недоразвитием физического звена терморегуляции.

Интересен вопрос об источнике продукции тепла у доношенных и недоношенных новорожденных. Как известно, у детей этого возрастного периода нет реакции дрожания при понижении температуры окружающей среды, т. е. они способны к образованию теплопродукции без включения мышечной активности. Процессы песократительного тормогенеза осуществляются путем активации симпатической нервной системы - специфическим медиатором является норадреналин.

Исследованиями последних лет показано, что мощным источником продукции тепла является бурая жировая ткань. Бурая жировая ткань, развивающаяся из мезенхимальных клеток, у детей расположена в межлопаточиой и аксиллярных областях, в области щитовидной и зобной желез, перикарда, вокруг пищевода, почек и надпочечников, трахеи, в брыжейке тонких кишок, в паху и по ходу больших сосудов. Полагают, что при холодовом воздействии у новорожденных происходит окисление жирных кислот в бурой жировой ткани, в результате чего выделяется большое количество тепла, происходит нагревание ткани и крови в близлежащих сосудах.

Наши наблюдения за ректальной и кожной температурой у новорожденных, подвергшихся охлаждению, проведенные в Институте педиатрии АМН СССР совместно с И. А. Корниенко, В. Н. Богачевым, Ю. М. Павловым и В. Н. Цукановым, показали, что средняя температура; межлопаточной области всегда выше; чем средняя температура кожи остальных участков тела. Полученные нами результаты согласуются с мнением Silverman , который также связывает подъем температуры в межлопаточной области у детей с повышением теплопродукции в бурой жировой ткани. Обследование детей с помощью тепловизора, позволяющего измерять интенсивность инфракрасного излучения тканей, подтвердило данные, полученные при использовании обычных методов исследования. У здоровых доношенных и недоношенных новорожденных ответ на охлаждение при температуре 21-23°, несмотря на различные индивидуальные особенности, всегда связан с активацией теплопродукции в бурой жировой ткани.

Образование тепла в результате повышения интенсивности обмена под влиянием охлаждения происходит, безусловно, не только в клетках бурой жировой ткани. Эти процессы протекают также и в других тканях, но роль теплообразования в бурой жировой ткани в период новорожденное весьма значительна.

До рождения ребенка «тренировка» терморецепторов и вообще всей системы теплопродукции сведена до минимума благодаря достаточно высокой стабильности температуры тела беременной женщины. Переход ребенка к внеутробному существованию сопровождается прежде всего мощной нагрузкой на терморецепцию, поскольку температура окружающего его воздуха на 10-14° ниже той температуры, при которой развивается плод.

У только что родившегося ребенка температура, измеренная в прямой кишке, колеблется от 37,7 до 38,2°. По данным А. В. Токаревой, в первые часы жизни температура тела новорожденного соответствует температуре тела матери. В возрасте 3 часов жизни температура понижается до 35,2°, а затем снова повышается. В первые 5 дней жизни температура тела подвергается значительным колебаниям, с 6-го дня она устанавливается на относительно постоянном уровне (36,2°), хотя полная стабилизация ее происходит лишь в начале 2-го месяца жизни.

У недоношенных детей, по данным Ю. А. Мучеидзе, который проводил свои наблюдения в клинике для недоношенных детей Института педиатрии АМН СССР, уровень ректальной температуры, несмотря на специальные меры согревания, в первые 10 дней жизни находится на довольно низких цифрах (35,3°). Это означает, что функция теплообразования в физиологически незрелом организме, каким является недоношенный ребенок, не в состоянии обеспечить тот уровень тепловой энергии, при котором осуществляется нормальная жизнедеятельность. Отмечены резкие колебания температуры тела в течение суток, выраженные тем более, чем больше степень недоношенности ребенка. У детей в возрасте 1 месяца температура приобретает относительную устойчивость (средний ее уровень 37,2°).

Большую роль в сохранении температуры тела играют кожные покровы с их сосудистой системой. Для доношенных детей характерен высокий уровень кожной температуры по сравнению со взрослым человеком, что объясняют высоким уровнем обмена веществ, превалированием сосудорасширяющих реакций, особенностями строения кровоснабжения кожных покровов. Температура кожи центральных участков тела у доношенных новорожденных выше, чем на периферических участках. В первые дни жизни температура кожи на левой половине тела выше, чем на правой, по данным 11. Коевой-Славковой, на 0,17°. А. В. Токарева также отмечала асимметрию кожной температуры у детей на протяжении всего периода новорожденности. По ее данным, самый высокий уровень температуры кожи в первый день жизни был отмечен в области подреберий (35,2°), на коже груди (34,9°), кистей рук (34,5°), а самый низкий - на пальцах стоп (31,7°).

Для недоношенных детей, по данным 10. А. Мучаидзе, характерны более высокие показатели температуры кожи, чем для доношенных и взрослых. Чем более недоношен ребенок, тем кожная температура у него выше. Таким образом, недостаточность функции теплообразования у недоношенных детей усугубляется рассеиванием тепла через кожное излучение. У недоношенных детей температура кожи проксимальных отделов конечностей не всегда превышала температуру кожи дистальных отделов, иногда равнялась ей или была ниже. Максимальная разница температуры кожи на различных участках тела у недоношенных детей первых 10 дней жизни составляла 2,5°, в возрасте 1 месяца — 1,4°.

Понижение кожной температуры при отсутствии изменений со стороны ректальной температуры начинается только на 3-м месяце жизни, что можно считать внешним проявлением начала сосудистой регуляции кожного излучения у этих детей.

Исследование рефлекса Щербака у недоношенных детей, проведенное Ю. А. Мучаидзе, позволило получить более углубленную характеристику уровня зрелости механизмов терморегуляции. При погружении руки ребенка на 15 мин в ванну с теплой водой вместо ожидаемого подъема температуры тела, который имеет место у взрослых, ректальная температура у недоношенных детей первых 10 дней жизни падала на 0,4-1,2°. Повышения температуры до исходного уровня не наблюдалось в течение 4-5 ч. У детей, весивших при рождении более 1500 г, колебания кожной температуры были сходны с ректальной. У детей с очень низким весом при рождении кожная температура давала более выраженные сдвиги на руке, противоположной нанесению теплового раздражения. Можно думать, что описанный тип реакций у детей первых- 10 дней жизни на тепловую пробу свидетельствует о неспособности к экстренной стабилизации температуры внутренней среды организма. Только с конца 2-го - начала 3-го месяца жизни происходит некоторая нормализация ответных данных при пробе Щербака.

Несогласованность в системе механизмов, обеспечивающих теплопродукцию и теплоотдачу, свидетельствуют о том, что к 6-7 месяцам внутриутробного развития функциональная система терморегуляции еще не сформировалась как единица физиологической интеграции.

Установление суточной периодики температуры тела может указывать на время совершенствования функции терморегуляции со стороны высших центральных механизмов. В литературе нет четких сведений об этом процессе. Н. А. Архангельская считает, что уже с первых дней после рождения у детей наблюдается суточная периодика температуры тела, обратная по значению той, которая имеется у матери. Н. Коева-Славкова наблюдала дневное повышение температуры и ночное снижение ее, т. е. суточную периодику у доношенных новорожденных уже на 4-5-й день жизни.

В. Н. Богачев, изучавший функцию терморегуляции у новорожденных и детей грудного возраста, отметил появление суточного ритма температуры тела у доношенных детей в возрасте 1 месяца. Однако он считает, что появившаяся периодика температуры тела еще в значительной степени отличается от той, которая наблюдается у взрослых. Суточный ритм частоты сердечных сокращений и дыхания у этих детей начинают коррелировать с температурой тела с начала 2-го месяца жизни.

Hellbrugge , который всесторонне изучал становление циркадных ритмов у новорожденных, считает, что суточная периодика температуры тела устанавливается на 2-3-й недели жизни.

Температурный анализатор у недоношенных детей развивается медленнее и созревает структурно и функционально в более поздние сроки. По данным Ю. А. Мучаидзе, у недоношенных детей первых 3 месяца жизни суточная периодика температуры тела отсутствует, и только к концу 3-го - в начале 4-го месяца у некоторых детей, весивших при рождении 2000 г, появляется склонность к дневному повышению температуры и некоторому снижению ее ночью. Это, по мнению автора, может свидетельствовать о включении коркового отдела температурного анализатора.

В силу морфологической и функциональной незрелости недоношенного ребенка резервы теплообразования у них крайне ограничены. Даже при воспалительных заболеваниях, при которых повышение температуры является специфичным, гипертермии у недоношенных детей, как правило, не возникает.

Исследования Ю. А. Мучаидзе показали, что выхаживание глубоконедоношенных детей в кювезах закрытого типа (т. е. в условиях, ограждающих их организм от излишних потерь энергии) ускоряло созревание функции терморегуляции.

Так как в раннем онтогенезе совершенствование химической терморегуляции предшествует физической, то в связи с этим у новорожденных легко наступает перегревание. Причина этого лежит не только в недостаточной регуляции выделения тепла путем конвекции и радиации, но и в особенностях потоотделения. Потовые железы у новорожденных еще недоразвиты и секреция пота у них ограничена. Начало потоотделения зарегистрировано у некоторых детей на 4-й день, наиболее отчетливо эта реакция выявлялась у детей в конце 3-й - начале 4-й недели. Корреляции между весом ребенка и началом появления потоотделения установлено не было. Дети первых 7-10 дней жизни плохо переносят и охлаждение. А. В. Токарева показала, что у новорожденного ребенка, оставленного без одежды при температуре 26° и даже 28°, наблюдается падение температуры кожи, появляются беспокойство, икота, акроцианоз, мочеиспускание.

Несовершенство терморегуляции у новорожденных, которое в общих чертах заключается в сниженной теплопродукции и увеличенной теплоотдаче, следует учитывать при организации их температурного режима. Это имеет прямое отношение и к доношенным новорожденным, у которых в первые 7-10 дней жизни происходит совершенствование химической регуляции, обмена веществ и относительная стабилизация температуры тела. Суточная теплопродукция, которая, по данным В. П. Спириной, у доношенных новорожденных в первый день жизни равна 45 кал, повышается в последующие дни и на 7-й день составляет 58 кал. Оптимальным температурным режимом для доношенных и недоношенных новорожденных следует считать тот, при котором ребенок сохраняет постоянную температуру тела при наименьшем напряжении терморегуляции.

Физическая теплорегуляция у детей. Физическая теплорегуляция появляется с 3-4 месяцев после рождения. Теплорегуляция детей отличается от теплорегуляции взрослых. Эти отличия зави­сят прежде всего от тонкости кожи, значительно большего разви­тия ее капилляров, сравнительно большего ее кровоснабжения и от разницы в количестве, строении и функции потовых -желез. Чем младше дети, тем больше теплоотдача на 1 кг веса тела, так как тем выше уровень обмена вещества на кг веса тела по сравнению со взрослыми.

Потоотделение у взрослых и детей делится на психическое, вы­зываемое эмоциями и умственной деятельностью, и тепловое, вы­зываемое повышением температуры. Различают незаметное небольшое потоотделение, которое происходит непрерывно с испарением пота сразу после выделения, и заметное большое потоотделение, с накоплением капель пота на поверхности кожи, вызванное мышечной и.умственной деятельностью, эмоциями, по­вышением температуры внешней среды. При некоторых эмоциях выступает «холодный пот», так как одновременно с потоотделе­нием" суживаются кровеносные сосуды кожи.

После рождения потоотделение при повышении температуры внешней среды возникает только на 2-18-й день, в среднем на 3-5-й день. Психическое потоотделение при комнатной темпера­туре появляется значительно позднее - на 33-37-й день. Эта раз­ница в сроках возникновения теплового и психического потоотде­ления зависит от того, что тепловое потоотделение регулируется начинающей созревать раньше гипоталамической областью, а пси­хическое- позднее созревающими большими полушариями голов­ного мозга и производится крупными потовыми железами, также созревающими позднее. Потоотделение на ладонях, возникающее при психических переживаниях, становится максимальным к 5- 7 годам, а затем оно постепенно снижается.

До 7 лет в подмышечных впадинах психическое потоотделение не наблюдается; оно появляется у детей старше 7 лет и с возра­стом увеличивается.

У детей, до 1 года тепловое потоотделение недостаточно для от­дачи тепла испарением. Поэтому с повышением температуры


внешней среды у них увеличивается температура тела. Только с 2-3 лет теплоотдача при перегревании вследствие значительного потоотделения становится достаточной. При охлаждении кожи пиломоторный рефлекс («гусиная кожа») появляется только после 1,5 лет, заметным становится с 2 лет. Это зависит от еще недостаточного развития до 2-3 лет гипоталамической области, регулирующей механизмы поддержания постоянства температуры, теплоотдачу потоотделением и пиломоторный рефлекс.

У детей незаметное потоотделение совершается непрерывно, при этом пот испаряется с поверхности кожи после выделения. Когда пота образуется много, он скопляется на поверхности кожи в виде капель (заметное потоотделение). До 4 месяцев заметное потоотделение выражено слабо, а незаметное потоотделение, на­оборот, в первые месяцы жизни выражено больше, но с увеличе­нием роста и веса ребенка уменьшается. С возрастом потоотделе­ние увеличивается на некоторых участках тела.

Заметное тепловое потоотделение в подмышечной впадине по­является у всех детей 7-8 лет, у девочек раньше.

Скорость появления пота при действии тепла с возрастом уменьшается. Торможение потоотделения при действии холода к 7 годам достигает такого же уровня как у взрослых.

До 9-13 лет дети потеют значительно быстрее, чем взрослые. Зимой количества пота у детей примерно в 2 раза больше, чем у взрослых, летом эта разница сглаживается. К 14-16 годам дет­ский тип потоотделения превращается во взрослый.

Уже в первые часы и дни у новорожденного наблюдается теплорегуляторное изменение сосудов кожи. Однако в течение первых 2-3 недель физическая и химическая теплорегуляция недоста­точна, поэтому при температуре воздуха 15° С имеется опасность охлаждения.

Организм детей в раннем детстве и младшем школьном возра­сте менее приспособлен к борьбе с охлаждением, чем организм взрослых. А дети 11-14 лет лучше переносят холод, чем взрос­лые, так как кровоснабжение кожи у них относительно больше.

Дети, особенно в раннем детстве, больше отдают тепла при ис­парении пота, чем взрослые, так как поверхность кожи на 1 кг веса тела и количество потовых желез на 1 см 2 у них больше.

В первые месяцы жизни температура кожи наиболее высокая, затем постепенно снижается; на разных участках кожи она раз­лична. Самая высокая температура отмечается в области кожи над печенью и щитовидной железой. На ногах и руках темпера­тура кожи постепенно снижается к стопам и кистям; на внутрен­ней стороне она больше, чем на внешней. Температура кожи пра­вой половины тела незначительно выше, чем левой. У детей темпе­ратура кожи отличается большой неустойчивостью. С возрастом ее колебания на руках и ногах увеличиваются, а на туловище - уменьшаются. До 7 лет рефлекторное повышение температуры кожи при увеличении температуры внешней среды меньше и она


быстрее возвращается к исходной. С 7 лет этот рефлекс протекает почти как у взрослого.

Нормальная температура тела детей устанавливается в зави­симости от достаточного и правильного питания.

Теплорегуляция у детей при мышечной работе. У подростков, юношей и девушек 13-18 лет непосредственно после начала ин­тенсивной мышечной работы температура кожи вследствие суже­ния ее сосудов во время мышечной работы понижается на 1оС. Наоборот, через несколько минут после окончания работы кож­ная температура в результате повышенной теплопродукции и рас­ширения сосудов кожи повышается на 1-2° С.

У физически развитых детей 7-15 лет при повышении темпе­ратуры тела во время мышечной работы наблюдается высокая производительность труда, а у физически недостаточно развитых того же возраста такое же повышение температуры тела значи­тельно снижает работоспособность. У хорошо овладевших произ­водственным навыком изменения температуры тела наступают, как правило, в начале выполнения трудового навыка, а у недоста­точно владеющим им - в конце выполнения.

Физические упражнения значительно изменяют температуру кожи. Например, у школьников 13-18 лет через 30-60 сек после окончания бега на короткие дистанции (100 м) температура кожи на всех участках понижалась (до ГС), а через 2-3 мин повы­шалась на всех участках на 1-2° С. После окончания бега на большие дистанции (800-1500 м) наблюдалось только увеличение температуры кожи на всех участках - через 30-60 сек и через 2-3 мин. Очевидно, понижение температуры кожи было обуслов­лено сужением ее кровеносных сосудов, а повышение - их расши­рением. Бег и велогонки вызывали повышение температуры в под­мышечной впадине, особенно велогонки (до 39° С), а плавание - резкое падение ее на всех участках. При плавании вольным сти­лем температура кожи падала больше, чем при плавании стилем баттерфляй.

Cодержание статьи: classList.toggle()">развернуть

Организм новорожденного, привыкший за 9 месяцев к температуре 38°С в утробе мамы, столкнувшись с новыми условиями, где температура на 10-15° ниже, еще не имеет механизмов приспособления. Это может привести к переохлаждению тела и развитию на этом фоне заболеваний. С другой стороны, охлаждение младенца иногда бывает необходимо по медицинским показаниям.

Симптомы переохлаждения у новорожденного

Родители новорожденного ребенка должны тщательно следить за его состоянием, не допуская переохлаждения, и в то же время тренировать организм грудничка, развивать в нем механизм терморегуляции. Это нужно делать очень мягко и постепенно, не допуская резких перепадов температуры окружающей новорожденного среды.

И все же довольно часто случается, что малышу становится холодно . Поскольку сообщить об этом он еще не способен, родителям нужно быть очень внимательными и знать, как проявляется переохлаждение грудничка.

Признаки переохлаждения новорожденного:

  • Изменение окраски кожи: она приобретает синюшный оттенок, может иметь пятнистый «мраморный» вид, синюшность характерна над верхней губой;
  • Прохладна на ощупь кожа в естественных складках (подмышками, в паху, в локтевых и подколенных ямках);
  • Икота;
  • Дрожь в теле;
  • Сухой кашель;
  • Снижение температуры тела до 35-34°С.

Важно: холодный нос, пальчики кистей и стоп не являются симптомами переохлаждения, а связаны с особенностями циркуляции крови.

Лечение переохлаждения новорожденного

Что делать, если у грудного ребенка налицо признаки переохлаждения? Тактика зависит от того, сколько времени новорожденный находился в условиях пониженной температуры, но более важным является его состояние.

Если новорожденный активен, подвижен, живо реагирует на общение с ним, если температура не ниже 35,5°С, его нужно просто согреть и покормить.

Оптимальный вариант естественного согревания – приложить грудничка к телу матери , обернуть теплым одеялом, покормить грудью или, если он на искусственном вскармливании – теплой (37-39°С) питательной смесью. Если этих мер недостаточно, нужно сделать ребенку теплую ванну.

Важно соблюдать температурный режим: вначале вода должна быть 32°С, затем постепенно повысить температуру до 37°С, подливая горячую воду, предварительно вынув из ванны малыша.

В воде нужно сделать легкий массаж тела ребенка по типу поглаживаний и слабых разминаний между 2-мя пальцами рук, сделать нерезкие движения ручками, ножками, перевернуть его на бочок, живот, снова на спинку.

Если малыш расслабляется, начинает активно двигаться в ванной, кожа приобретает нормальную розовую окраску – эффект согревания достигнут. Продолжительность ванны 10-15 минут.

После ванны новорожденного насухо вытереть мягким полотенцем, надеть хлопчатобумажное и тепло белье, теплые носочки, чепчик, укрыть одеялом. Спустя полчаса нужно измерить младенцу температуру тела.


В случае, если у грудничка дрожь, выражена синюшность кожи, вялость, отказ от еды, кашель, насморк, снижена температура тела до 35°С и ниже – необходимо срочно обратиться к врачу.

Делать ванну, а тем более укладывать спать такого новорожденного нельзя. Сон при выраженной гипотермии опасен, он может замаскировать развивающиеся осложнения.

Последствия и осложнения

Переохлаждение новорожденного очень опасно. Оно приводит к нарушению кровообращения и, как следствие, гипоксии (кислородному голоданию) всех органов и тканей. В наибольшей степени страдает головной мозг. Именно этим и объясняется чрезмерное спокойствие ребенка, когда он замерзает.

Переохлаждение новорожденного при отсутствии своевременных мер по согреванию тела малыша может повлечь за собой ряд осложнений воспалительного характера:

  • Верхних дыхательных путей (ринит, ларингит, трахеит);
  • Миндалин (тонзиллит);
  • Придаточных пазух носа (синусит);
  • Бронхов (бронхит);
  • Легких (пневмония);
  • Почек (гломерулонефрит, пиелонефрит).

Похожие статьи

Более тяжелыми последствиями являются обморожение, мозговая кома и смерь .

Обморожение конечностей в этом случае связана не с пребыванием на морозе, а с длительным нарушение кровообращения из-за спазма сосудов и гипоксии тканей. Такова же причина патологических изменений и в мозге.

Профилактика гипотермии новорожденных

С давних времен важнейшим согревающим фактором для грудничка является материнское тепло. Установлено, что, если новорожденный до 2-3 недель не контактирует с телом матери 20 минут и более, его температура начинает снижаться. Об этом следует помнить, особенно молодым мамам, несмотря на современные воззрения растить детей в спартанском духе и «не приучать к рукам», это — заблуждение.

Важно: нельзя излишне кутать новорожденного. Перегревание ведет к потливости, а влажное белье непременно приведет к переохлаждению, простуде. Вспотевшего грудничка нужно насухо вытереть полотенцем, переодеть.

Новорожденному нужно помочь адаптироваться к новым, более суровым условиям жизни . Этот процесс неизбежно происходит при смене белья, подмывании, ежедневном купании грудничка. Держать ребенка голышом нужно по 2-3 минуты 2 раза в день, постепенно увеличивая время до 10 минут.

С 2-недельного возраста начинают прогулки на свежем воздухе. При этом ребенок должен быть тепло одет, защищен от ветра. Полезно понемногу увеличивать длительность купания, создать условия малышу для плавания в ванной.

Не следует также применять экстремальных способов – парилку, холодную воду, растирание снегом и тому подобное. Все вопросы, касающиеся закаливания ребенка, нужно согласовывать с педиатром.

Показания к применению искусственной гипотермии грудничка

Переохлаждение или гипотермия тела новорожденного может сослужить и хорошую службу, когда она проводится по медицинским показаниям.

  • При асфиксии новорожденного;
  • При энцефалопатии;
  • При метаболическом ацидозе;
  • При судорожном синдроме;
  • Если оценка по шкале Апгар менее 5 баллов.

Все перечисленные состояния сопровождаются кислородным голоданием, которое приводит в итоге к выходу из строя органов.

Согласно статистике, ежегодно в мире рождается 1 миллион детей с различного генеза гипоксией, и, как следствие у 20% из них развивается детский церебральный паралич (ДЦП).

Роль искусственной гипотермии новорожденных заключается в снижении общего обмена веществ и, соответственно, потребности клеток организма в кислороде. В условиях гипоксии охлаждение предотвращает гибель клеток, в частности, мозга, сохраняет их жизнеспособность.

Лечебная гипотермия новорожденных

Новорожденного, которому показано искусственное охлаждение, помещают сразу в палату интенсивной терапии, подключают аппарат искусственной вентиляции легких (ИВЛ), устанавливают катетер в вены для постоянной поддерживающей медикаментозной терапии.

Подключаются датчики основных функций, в том числе температуры тела, вся информация от которых постоянно видна на мониторе (пульс, давление, кардиография, энцефалография, термография тела).

После всех необходимых исследований и неотложной медикаментозной терапии ребенка подключают к аппарату искусственной гипотермии не позднее 6 часов с момента рождения. Аппарат гипотермии новорожденного имеет 2 датчика: один прикладывается к коже, другой вводится в прямую кишку. Охлаждение тела длится в течение часа до температуры 34–33°С.

Длительность процедуры составляет 3,5 суток (84 часа), проводится она в 2 этапа:


Краниоцеребральное переохлаждение младенца

Охлаждение головки новорожденного – очень важная процедура, сохраняющая жизнь младенцам, родившимся с энцефалопатией. Она развивается вследствие асфиксии и кислородного голодания мозга при обвитии пуповиной, тяжелых родов со сдавливанием головки и других причин.

В результате кислородного голодания у новорожденного появляется отек мозга , нарушаются процессы обмена в нервной ткани и наступает ее повреждение. Эти изменения, как правило, необратимы. Чаще всего исходом являются различного рода параличи и другие расстройства центральной нервной системы.

Краниоцеребральная гипотермия новорожденных при асфиксии позволяет снизить активность жизненных процессов в мозге, тем самым уменьшается потребность его в кислороде на 6–7% на каждый сниженный градус температуры. В итоге устраняется гипоксия.

Охлаждение выполняется сверху – от костей черепа, оболочек и коры мозга до более глубоких его структур. При этом поступление крови в мозг, идущей по артериям снизу, остается нормальным. Большая часть нейронов мозга, даже при тяжелой энцефалопатии, сохраняется.

Новорожденный сразу после его появления на свет попадает в пока еще чуждый для него мир, где все - совершенно не так, как в утробе матери. В этом мире нужно дышать, слышать, смотреть, принимать пищу. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев воздух, окружающий младенца после родов, имеет гораздо меньшую, чем утроба матери, температуру. Именно этот контраст запускает механизмы терморегуляции, которые заложены в каждом из нас на генетическом уровне.

В течение двух-трех часов после родов температура тела младенца снижается до 35,5 - 35,8°С (происходит так называемая транзиторная гипотермия), затем она повышается приблизительно до 37°С. На протяжении нескольких первых недель жизни новорожденного, пока его механизмы терморегуляции не начали функционировать «в полную силу», наблюдается неустойчивость температуры тела - она меняется при кормлении, купании, пеленании, на прогулках.

Терморегуляция у новорожденных и у детей первых месяцев жизни несовершенна, они плохо регулируют свою температуру тела, то есть плохо приспосабливаются к температуре окружающей среды, поэтому легко охлаждаются и перегреваются. Это связано с тем, что кожа малышей тонкая и нежная, сосудистая сеть развита хорошо, но кровоток регулируется несовершенно, потовые железы слабо функционируют, а центры терморегуляции незрелы.

  • если окружающие условия становятся некомфортными (например, при мокрых пеленках), а температура окружающего воздуха ниже температуры тела ребенка (то есть практически всегда), организм младенца быстро теряет тепло. Это, в свою очередь, с очень высокой вероятностью приводит к переохлаждению
  • при повышении температуры окружающего воздуха организм новорожденного начинает хуже отдавать тепло, что может вызвать перегрев тела
  • у младенцев ограниченная способность охлаждаться при перегревании, и согреваться при охлаждении
  • малыши неспособны реагировать лихорадкой из-за незрелости системы терморегуляции
  • у новорожденных отсутствуют некоторые реакции при понижении температуры тела, например, невозможность «включать» холодовую дрожь. О замерзании ребенок может только сообщить криком или нескоординированными движениями.

Комфортная одежда для новрожденных

С учетом нестабильности терморегуляции детей в первые недели и месяцы их жизни необходимо с особой ответственностью подходить к их одеванию.

  • Одна из важнейших рекомендаций звучит следующим образом: все предметы одежды для новорожденного должны быть изготовлены только из натуральных материалов. Если это условие соблюдается, кожа младенца будет дышать, на ней не возникнет раздражений и опрелостей, при этом теплообмен с окружающей средой будет осуществляться наилучшим образом.
  • Трикотажные комбинезоны , распашонки, боди для малыша и другая детская одежда не должна стеснять движений ребенка.
  • Форма шапочек для новорожденного, надеваемых на прогулки, должна быть такой, чтобы минимизировать вероятность их сползания с головы малыша, при этом ушки младенца должны быть закрыты.
  • В домашних условиях - при температуре воздуха, составляющей примерно 20°С - наибольший комфорт будет обеспечен ребенку при надевании на него хлопковой трикотажной одежды, например комбинезон-слип.