О том,что нарушает пост. Вопросы, связанные с постом Как нарушает пост

1. Можно ли купаться в водоеме постящемуся человеку?

Во время поста можно купаться с намерением охладиться или сделать гусль (полное омовение) и это не портит пост. Однако, нужно следить за тем чтобы через нос и рот не попала вода. В хадисе от Абу Давуда говорится о том, что Пророк (с.гс.) во время поста спасаясь от жары и жажды, лил себе на голову воду. По мнению ученых, не портит пост и вода, попавшая в уши во время купания.

2. Разрешается ли мазать крем человеку, который держит пост во месяц Рамазан?

Вещества, проникающие через поры на кожном покрове человека, не портят пост. К примеру, можно пользоваться кремами, мазями, маслами, делать перевязку на раны. Однако, употребление крема или мази должно быть в меру. Потому что излишне плотный слой крема или мази может препятствовать проникновению воды во время тахарата - омовения, и он не будет правильным.

3. Нужно ли поститься беременным?

Шариат позволяет беременной или кормящей женщине не держать пост, отложив его на потом, если есть опасность за здоровье и жизнь ребенка или матери. В хадисе, приведенном сахабой Анесом бин маликом, наш Пророк (с.гс.), говорит: «…Поистине Всевышний укоротил намаз для путника,а пост не сделал обязательным для путника, беременной, кормящей женщины…»

4. Если проспал на сухур – утренний прием пищи, как быть?

Если по разным причинам (в том числе и по причине сна) верующий, держащий пост, пропустит сухур – утренний прием пищи, то в этот день он должен (без приема пищи) сделать ниет и держать пост. Потому что наш любимый Пророк (с.г.с), в «День ашура» приказал объявить: «Если кто-нибудь нечаянно съел что либо, пусть прекратит сразу же и продолжит свой пост до конца дня. Тот же, кто не успел ничего поесть, пусть держит свой пост до конца» . Как видим из этого хадиса, даже если постящийся не встал по каким-либо причинам на сухур, он должен сделать ниет без приема пищи и держать пост.

5. Портится ли пост, если нечаянно или намеренно сглотнуть слюну?

Если человек, держащий пост, сглатывает слюну, его пост не нарушается. Кроме того, пост не считается нарушенным, даже если человек сглотнул соплевидные массы из носа.

6. Если во время поста поцеловать человека в щеку, испортит ли это пост?

Поцелуй в щеку постящегося человека не портит его пост. Потому что по свидетельству матери всех правоверных Аиши, Пророк (с.г.с), будучи постящимся, целовал своих жен.

Нужно особо отметить следующее: если целующий свою жену уверен, что во время поцелуя не произойдет семяизвержения, и поцелуй не повлечет за собой половой близости, то целовать разрешено. Если же такой уверенности нет, то это действие из разряда макрух.

7. Принимается ли пост человека, не читающего намаз?

Если человек, не читающий намаз, постится в Священный месяц Рамазан, он получает награду (саваб) за свой пост. Однако, в то же время он погрязает в грехе за то, что не совершает намаз. Потому что намаз (молитва) является отличительным признаком мусульман. Уважаемый Пророк говорил об этом следующее: «Поистине, признаком, отделяющим мушриков (неверующих) и мусульман является намаз» . Поэтому желательно не только держать пост, но и начать поклонение Всевышнему через намаз (молитву).

8. Разрешено ли не держать пост тому, у кого тяжелая работа?

Сам пост является непростым испытанием для нас. Ведь и суть поста в Рамазан состоит в том, чтобы обуздать свой нафс, воспитать себя посредством воздержания от еды, питья, суметь подчинить разуму инстинкты, не идя на поводу у чревоугодия ради довольства Аллаха. Поэтому, если кратковременный отказ от еды и питья, не влечет за собой опасности смерти или не наносит большой вред здоровью, или же не приведет к тому, что постящийся может потерять сознание, то из-за малых неудобств отказываться от намерения поститься и нарушить тем самым приказ Всевышнего, неправильно. В одном из хадисов Всевышний гласит: « Ч еловек совершает свои деяния ради себя. Но пост в Рамазан – иное дело. Награду за него даю только Я. Потому что ради Моего довольства он отказывается от еды и питья. У постящегося есть две радости: первая – во время разговения, и вторая в миг встречи с Всевышним. Запах изо рта постящегося для Меня дороже запаха миска (благовония» .

9. Как определяется время разговения для пассажиров, летящих в самолете?

Человек, совершающий перелет во время поста время разговения определяет не по таблице, а ориентируется по закату солнца. Например, если в таблице указано время как начало разговения, а солнце еще в зените, то постящийся следит за закатом солнца, и разговляется только после его захода. Таблица предназначена лишь для постящихся в обычных условиях, на земле. Потому что в священном Коране сказано, что время прекращения еды и начала разговения определяется по восходу и заходу солнца.

11. Можно ли во время поста Рамазан получать систему – капельные растворы внутривенно?

Иногда людям, не имеющим возможности по разным причинам питаться обычным способом, для поддержания сил делают внутривенные инъекции. Поэтому ученые считают, что подобные процедуры (получение внутривенных инъекций или капельниц) нарушают пост, другие же лекарственные средства, полученные внутривенно, пост не нарушают. То есть можно резюмировать, что получение капельницы в медицинских целях, то есть для лечения, пост не нарушает. Однако, получать инъекции, чтобы восстановить силы постящемуся нельзя до разговения.

12. Нарушает ли жевательная резинка пост?

От вкуса свежей жевательной резинки, появляется сладкая жидкость во рту, которое попадает в желудок, и, соответственно, нарушает пост. Учитывая, что жевательная резинка относится к разряду пищевых продуктов, придется за ее использование во время поста восполнять кафарят, Аллаху аълям.То есть, человек, использовавший свежую жевательную резинку и сглотнувший выработанную сладкую жидкость вызванную жеванием, должен после окончания месяца Рамазан держать пост в течение двух месяцев непрерывно. Если же говорить об использовании жвачки, у которой вкус уже потерян, то это – макрух (нежелательное действие).

Если же вы хотите использовать жевательную резинку для того, чтобы избавиться от неприятного запаха изо рта, советуем вам прибегнуть к другим способам. В частности, вместо жвачки можно использовать мисвак или зубную пасту. Нужно лишь следить за тем, что бы не сглотнуть пену от зубной пасты. Если же нечаянно пена попала вам в желудок, то вы будете должны восполнить пост только за этот день. Кафарят (восполнение) не нужно, потому что зубная паста не относится к пищевым продуктам.

13. Нарушается ли пост п ри уколах?

Отвечая на этот вопрос, приведем определение Имама Юсуфа и Имама Мухаммеда (р.а): «Если лечить глубокие раны на голове и теле жидкостями, то пост не нарушается. Потому что лекарство не вводится внутрь организма естественным путем и ее попадание в желудок сомнительно». Говоря это они отмечали, что если какое-либо вещество попадает во внутрь непривычным способом (то есть не через рот, нос, ухо, прямую кишку, жен.пол.органы), то пост не нарушается. Поэтому учитывая, что лекарство в инъекциях попадает в организм не через естественные пути, говорится, что уколы пост не нарушают.

14. Нарушается ли пост при удалении зуба?

Если постящийся удалит зуб, его пост при этом не нарушается. Необходимо следить, чтобы кровь из раны на месте удаленного зуба не попала внутрь. Если же постящийся нечаянно сглотнет кровь из раны, то впоследствии должен восполнить пост за этот день. Учитывая, что лекарство в инъекции, вводимой при удалении зуба также попадает в организм неприродным путем, то есть минуя естественные пути, современные ученые считают, что это не нарушает пост. (Но если, сглотнет лекарство нарушается).

15. Нарушается ли пост при проведении клизмы?

Клизма - это введение через задний проход (прямую кишку) воды или лекарственной жидкости. Желудок связан с толстой кишкой через тонкую, ученые Ханафитского и других трех мазхабов придерживаются мнения, что лекарство, введенное через задний проход, нарушает пост. За пост, нарушенный таким способом, верующий восполняет впоследствии один день. В таких случаях каффярат восполнение не нужно .

16. Нарушается ли пост при сдаче крови?

Сдавать кровь во время поста не запрещено, это действие пост не нарушает. Потому что уважаемый Пророк (с.г.с) делал хиджаму, будучи постящимся. В хадисе, приведенном Сахих Бухари, сахаба Абдулла ибн Аббас (р.а), говорит: «Посланник Аллаха (с.г.с), будучи постящимся, делал хиджаму» ,.

Однако, если постящийся осознает, что после процедуры сдачи крови ослабнет и держать пост ему станет тяжело, в таком случае сдавать кровь считается макрух (нежелательным). Об этом у сахаба Анаса ибн Малика кто-то спросил: «Вы же разрешаете проведение хиджамы у постящегося?». На что сахаба ответил: «Если это приведет к ослаблению, то не разрешаем» .

17. Как быть больному человеку в пост Рамазан?

Аллах Тааля обязывает своему рабу выполнение действий, которые ему под силу. Потому что Милостивый Создатель желает для нас облегчения, а не тягостей. Именно поэтому Всевышний своей милостью разрешил не держать пост больным людям.

В Священном Коране говорится: «И когда вступит кто-либо из вас в месяц Рамадан, пусть проводит постясь эти дни. А если будет кто болен или в пути, то пусть столько же дней постится в другие дни. Аллах желает вам облегчения, а не затруднения» . В другом аяте говорится: «Не вовлекайте себя в опасности».

Основываясь на этих и других аятах ученые заключили:

«Иногда не держать пост больному человеку – ваджиб (обязательно), иногда мубах (разрешено). Если пост для болеющего чреват и может привести к смерти, тогда для него ваджиб (обязанность) не поститься. Если же пост может спровоцировать развитие болезни или замедлить выздоровление, то ему разрешено не поститься (но и можно поститься) » .

Таким образом, если вы болеете и пост держать не в состоянии, тогда для вас пост не будет фарзом (обязательным). Но вы должны будете восполнить дни поста по выздоровлении. Это не является каффярат (восполнение поста без перерыва), следовательно, разрешено держать эти посты прерывая. Если же здоровье совсем не позволяет восполнить дни поста, то за каждый день вы должны оплатить фидию.

В случае невозможности оплатить фидию, Аллах Всемогущий, прощающий. Он не обязывает своего раба делать то, что ему не под силу.

18. Нарушает ли пост использование капель в нос, в глаза?

Капли в глаза не попадают внутрь, и следовательно, не могут нарушать пост.

Если же говорить о назальных каплях, нужно учесть, что по своему строению нос связан с пищеводом, и поэтому велика вероятность, что капли попадут во внутрь. По этой причине есть сонования полагать, что капли в нос нарушают пост.

Кроме того, уважаемый Пророк (с.г.с) говорил: «При омовении втягивайте воду ноздрями сильней. Но не делайте так в Рамазане », предостерегая, что вода может попасть через нос далее во внутрь.

Капли в нос в период поста желательно оставить на время вечернего разговения. Учитывая, что каплями в нос (особенно летом) пользуются в основном люди, страдающие аллергическими заболеваниями, нужно рассмотреть вопрос замещения капель на инъекции, на время поста.

19. Можно ли во время поста мыться в бане?

Учитывая, что баня-это место, где люди моются, используя пар, желательно отложить посещение бани до времени разговения. Потому что пар в бане – состоит из молекул воды, то есть в пар содержит частицы воды. Через вдыхание пара в большом количестве в организм попадает определенное количество воды. Поэтому есть основание говорить о том, что ваш пост будет нарушен.

Однако постящемуся можно принимать ванну или душ. Необходимо лишь следить за тем, чтобы через рот или нос не попала вода во внутрь. Истина же ведома лишь Аллаху!

Абдусамат Касым

Перевод с казахского Зарины Нокрабековой
сайт/

Фатауаль Исләмия, Даруль Ифта әл-Мысрия, 1/100 бет.
Әбу Дәуід, Китабус Сиям, 2365-хадис. Сахих.
Фатауаль Һиндия – 1/224 бет.
Әл-Кәсәни, Бадаиғ – 2/614 бет.
Ибн Мәжә – 1667.
Десятый день месяца Мухаррам
Сахих Бухари, Китабус Сиям, 1824-хадис
Бухари, Китабус саум – 1827.
Хидая – 1/310 бет.; Әл-Айни, Биная - 4/44 бет.
а) У.Зухайли: Фатауа Муаасыра – 32 бет. Дамаск.; б) http://qaradawi.net/
Муслим, Иман – 134.
Имам Мухаммад Әбу Захра, Фәтәуә: Сиям.
Бухари, саум, 2; Муслим, Сиям, 152.
Доктор Проф. Али Жума: http://www.dar-alifta.org/ViewFatwa.aspx?ID=859; Diyanet fetvalari fetva nom. 83.
Бакара - №187 аят.
Құран Кәрім, Бақара сүресі – 184 аят.
Мажмагуль Фикхиль Ислами ад-Дуали, 1997г, постановление 91-96, принятое в период 03 – 28 августа.; Din Isleri Yuksek Kurulu, Oruc. 42-s. Ankara. 2010 sene
Ал-Касани, Бадаиъ – 2/607 стр.
Ибн Абидин – 3/368 стр
Хидая, Китабус саум – 1/317
Бухари, Саум, 1837-хадис.
лечении через кровопускание
Бухари, Саум, 1838 – хадис.
Бакара, 286 аят.
Бакара, 185 аят
Аль-Касани, Бада’иъ – 2/609 стр.
В шариате болеющий человек, надежды на выздоровление которого нет, а также старые люди (те, кто не в состоянии восполнить пропущенные дни поста) за каждый день поста должны накормить нуждающегося. Это называется «фидия». Фидию можно также дать и деньгами. Достаточно кормить одного бедного утром и вечером в течение тридцати дней или шестьдесят нуждающихся одноразово угостить утром или вечером. Если у человека нет возможности дать фидию, он просит у Аллаха прощения. М.Исаулы, К. Жолдыбайулы, Ислам Гылымхалы
Фатауаль Хиндия – 1/224 стр.
Тухфатул Фукаһа – 1/355 стр.
Муснәд Ахмәд ибн Ханбаль - №16035 хадис.

статья опубликована в номере: 10 (527) / от 15 мая 2017 (18 Ша`абан 1438)

- Что нарушает пост?
1) Осознанный прием пищи и питья. 2) Проникновение чего-либо через естественные отверстия. 3) Намеренная рвота. 4) Преднамеренный половой акт. 5) Преднамеренное семяизвержение. 6) Месячные и послеродовые выделения. 7) Одержимость (безумие, помешательство). 8) Впадание в неверие во время поста, пусть Всевышний убережёт нас от этого.

- Можно ли использовать кислород для лечения легких?
- Можно, так как кислород не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, но если принимаются еще и лекарства, то пост нарушается.

- Нарушает ли пост удаление зуба
- Нет. Пост может нарушить проглоченные кровь и лекарства.

- Можно ли пользоваться зубной пастой?
- Можно, но нежелательно, так как большинство паст содержит ароматизаторы; надо стараться, чтобы ничего не проникло дальше середины гортани (т.е. место произношения арабской буквы), так как тогда пост нарушится

- Нарушается ли пост, если во время желательного полоскания рта и промывания носа заглотнуть воды?
- Если постящийся, проявляя крайнее усердие при полоскании рта водой, неумышленно проглотил ее, то пост нарушается. Что касается полоскания носа, то при подобном усердии, если вода поднимется выше носовой кости, пост тоже нарушается.

- Можно ли использовать благовония во время поста?
- Можно, но нежелательно. Также нежелательно их вдыхать, но пост это не нарушает.

- Нарушается ли пост, если проглотить скопившуюся слюну?
- Нет, если проглотить слюну, чистую от остатков пищи и крови.

- Нарушается ли пост при лечении горла?
- Если лекарство не перейдет ниже его середины (т.е. место произношения арабской буквы), то не нарушается

- Нарушается ли пост, если вызвать рвоту в лечебных целях?
- Пост нарушается, но греха в этом нет, если нельзя отложить лечение.

Нарушается ли пост в результате обследования внутренних органов, например, из-за фиброгастродуаденоскопии?
- Обследования внутренних органов при помощи аппаратов, проникающих в полости постящегося, пост нарушают

- Можно ли постящемуся пользоваться маслами и кремами?
- Пост это не нарушает, но нежелательно наносить на кожу крема и масла с сильным ароматом.

- Можно ли использовать глазные капли?
- Закапывание глаз не нарушает пост, даже если вкус лекарства ощущается во рту.

- Можно ли использовать сивак во время поста?
- Можно - пока солнце не войдет в зенит, после - нежелательно. Нежелательно использовать смоченный сивак, так как если влага с него попадет в полость рта, пост нарушится.

- Нарушает ли пост рассасывание таблетки под языком?
- Если хотя бы часть ее проникнет в пищевод - нарушает, если полностью рассосется в ротовой полости - нет.

- Нарушает ли пост курение?
- Да, так как вместе с дымом в лёгкие проникает и никотин.

- Можно ли плавать во время поста?
- Если постящийся точно знает, что при плавании вода проникает ему в нос и уши, то ему запрещено (харам) плавать. Если он не уверен в этом, то ему нежелательно плавать. Но в любом случае, если вода проникнет внутрь, пост нарушается.

- Нарушается ли пост, если проглотить мокроту?
- Сознательное сглатывание мокроты нарушает пост. Если же постящийся, не сумев избавиться, поневоле проглотил ее, пост не нарушается.

- Нарушает ли пост отрыжка?
- Не нарушает, но если вместе с воздухом в ротовую полость выйдет содержимое пищевода, и намеренно проглотить его, пост нарушается

Нарушается ли пост, если делать внутримышечные или внутривенные инъекции, а также капельницы, чтобы не чувствовать голода?
- Не нарушается, но делать это крайне нежелательно.

- Как быть, если потерял сознание?
- Если человек, сделав ночью намерение поститься, потерял сознание, его пост считается действительным, если он придет в себя хотя бы на миг с рассвета до полного захода солнца. Если же не придет в себя, то пост недействителен. Также, если, не сделав намерения, потерял сознание ночью и пришел в себя днем, пост тоже недействителен, так как, по шафиитскому мазхабу, намерение должно быть сделано ночью.

- Нарушает ли пост сдача крови из пальца и вены, а также кровопускание?
- Не нарушает, но делать это нежелательно.

- Нарушает ли пост непроизвольное попадание в полости человека пыли, дыма, насекомых?
- Нет, однако, если он вызовет рвоту, чтобы извлечь насекомое, тогда пост нарушится.

- Можно ли пробовать еду на вкус?
- Можно, но нежелательно, так как если при этом чтонибудь проглотить, то пост нарушится.

- Нарушается ли пост при рвоте?
- Намеренно вызванная рвота нарушает пост. Но если рвота произошла непреднамеренно, и из вышедших рвотных масс человек ничего не проглотил, пост не нарушается, но человек обязан очистить рот до совершения намаза.

- Нарушает ли пост женщины осмотр гинеколога?
- Если осмотр включает в себя проникновение чего-либо в естественные отверстия, то пост нарушается

Мы были созданы для поклонения, а пост и есть одно из поклонений, а во-вторых, за пост вознаграждает сам Аллах . В Коране вы, наверное, видели много аятов, где сказано о том, что Аллах знает то, что у нас в помыслах, каково наше намерение. А ангелы этого знать не могут, они свидетели происходящего, они записывают наши деяния, а расчет будет производить Всевышний . Именно поэтому существует мнение, что ангелы не могут знать полного вознаграждения за пост, так как не знают, постился ли этот человек или нет, с молитвой все ясно, когда человек молится – видно, а пост, как определить его? Стоит обратить внимание на изречение Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в котором он сказал: «Всякое благое дело сына Адама умножится, а наименьшее воздаяние за скрытое доброе дело – будет вознаграждено десятикратно, но может возрасти и до семисот

Всевышний Аллах говорит в Коране: «За исключением поста, ибо, поистине, пост совершается ради Меня, и Я воздам за него, поскольку человек отказывается от удовлетворения своих желаний и еды ради Меня!» , это внушает надежду на действительно великое вознаграждение.
Наряду с вышесказанным, пост – это очищение от совершенных грехов. Так, Посланник Аллаха сказал: «Тому, кто во время Рамадана будет молиться по ночам с верой и надеждой на награду от Аллаха, простятся его прежние грехи», и что немаловажно, это полезно для здоровья. Говоря об этом, Посланник Аллаха изрек: «Поститесь, будете здоровы!»
Рамадан – это некий катализатор, совершенные благие деяния в этом месяце имеют гораздо большую степень вознаграждения, чем они же, совершенные в другие обычные дни. Поэтому большая часть мусульман стараются в месяц Рамадан больше молиться, раздавать милостыню, выплачивать закят, а состоятельные едут в умру (малое паломничество). Благие дела, совершаемые в рамадан, более вознаграждаемы.
Время поста
Пост соблюдается начиная с рассвета и до захода Солнца на протяжении. Принимать пищу можно до утреннего азана. Но учитывая, что правильность времени с первою зарёю относительно которое написано в календарях, прием пищи следует прекратить за 30 минут до рассвета, что уберечься от того, чтоб не испортить уразу.
Основа соблюдения уразы заключается в том, чтобы исполнить три основных пункта:
Не есть
Не пить
Не курить, это относится к первым двум пунктам
Не иметь половой близости

Причем все три основы должны выполняться от рассвета до захода Солнца.
Эти пункты относятся к внешнему проявлению поста, однако, нельзя упускать ту часть, что является не видимой для других, но также важной для исполнения для того, чтобы ураза была правильной.
Нужно принять во внимание, что во время поста нельзя сквернословить, враждовать, пустословить быть более терпеливым, милосердным, и не тратить время на бесполезные с точки зрения шариата дела.
Зная основы уразы можно ответить на большинство вопросов, возникающих по теме поста в месяце Рамадан. Однако, некоторые вопросы требуют некоторых объяснений о чем пойдет речь в данной статье.
Что портит пост
Нарушения поста делятся на две группы:
1. То, что нарушает пост и требует его восполнения (каза – это восполнение поста одним днем за один день) и искупления (кафара – это обязательное соблюдение непрерывного поста в течение 60 дней за один день намеренно нарушенного поста. Кто не в состоянии искупить пост по причине болезни, немощности, обязан накормить 60 бедняков за один день нарушенного поста).
1) Принятие пищи преднамеренно без каких-либо уважительных причин;
2) Преднамеренно совершенный половой акт.

2. То, что нарушает пост и требует только восполнения:


1) Принятие пищу или лекарства по причине болезни;

2) Принятие пищи по ошибке, то есть, если поел или попил после рассвета, предполагая, что рассвет еще не настал, или же принимал пищу днем, думая, что солнце уже зашло, а оказалось, что еще не зашло. Можно также привести пример, когда человек по ошибке проглотил воду во время совершения омовения;
3) Преднамеренная рвота;
4) Преднамеренное употребление предмета, не являющегося обычной пищей, например, тесто, древесная смола или жевательная резинка;
5) Появление месячных;
6) Семяизвержение во время любовных игр.
Что не портит пост в месяце Рамадан
1. Купание. Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, советовал «обливаться во время поста из-за жары или жажды» (Приводится у Ахмада, Малика и Абу Давуда)
2. Использование сурьмы. Анас передал, что Пророк, обычно использовал сурьму во время поста.
3. Целовать жену или мужа при условии сохранения контроля над собой. Аиша передала, что Пророк, обычно целовал ее и прикасался к ней во время поста.
5. Сглатывание того, чего невозможно избежать (например, собственной слюны или уличной пыли и т.д.)
6. Пробование пищи при покупке (или при приготовлении пищи) кончиком языка.
7. Нюхать цветы или использовать духи и т.п.
9. Можно продолжить свой пост даже будучи в джунуб (Джунуб – состояние осквернения, после половой близости и до купания).
Также женщина после окончания менструации или послеродового периода может начать поститься, если кровотечение прекратится ночью (в любое время до заката).
Во всех вышеперечисленных случаях купание может быть отложено до следующего утра, и пост будет действителен.
10. Тот, кто забудет, что постится, и начнет есть или пить. Большинство ученых говорили, что в этом случае пост не портиться и является действительным. Доводом являются слова Всевышнего Аллаха «О Господь наш не взыщи с нас если мы забыли или ошиблись».
11. Непроизвольная рвота. Пророк, сказал: «Если у кого-либо непроизвольная рвота, его пост не нарушается, и он не должен возмещать (этот день). Но если кто-либо намеренно вызывает у себя рвоту, то он должен восполнить (этот день )». (Приводится у Ахмеда, Абу Давуда, Ат-Тирмизи и Ибн Маджах). В любом случае весь остаток дня после рвоты мусульманин должен поститься.
Когда можно восполнять пропущенные дни поста в месяце Рамадан?
Особых установлений в исламе, которые касаются особых дней для возмещения поста нет. Но следует учесть, что самое лучшее решение это восполнение пропущенных дней в самые быстрые сроки в самое лучшее время для пропустившего дни. Например, если человек пропустил месяц Рамадан по болезни, то лучше всего ему, в силу особенностей болезни, возместить дни в зимнее время, когда особого труда поститься для человека не составит. Если человек не может поститься и в зимнее время, то в таком случае ему нужно накормить бедняков за каждый пропущенный день.
Всевышний Аллах говорит в Коране: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» Коран, сура «аль-Бакара», 185 аят . Инвалидам, старым и больным людям, у которых не ожидается выздоровления и улучшение состояния, как, например: больные астмой, сахарным диабетом, разрешается заменять пост кормлением бедных (в соответствии накормить одного бедного за один день пропущенного поста). В понятие «накормить» в мусульманском законодательстве означает либо утром, либо вечером.
Женитьба в месяце Рамадан
Можно жениться в месяце Рамадан, однако, в светлое время суток нельзя устраивать застолье и иметь половой близости новобрачным. Запретов на совершение никаха между двумя гаетами тоже нет.
Рамадан и беременность
Женщина может держать уразу во время беременности. Но если ураза становится причиной недомогания, бессилия или недостаточного питания ребенку, а также у кормящей женщины есть страх потери молока или сил, то в этом случае разрешается им не поститься на основании правила исламского законодательства: «О недопустимости причинения вреда и тяжких последствий». Но они обязательно должны восполнить пост после рождения ребенка, а также вскармливания его - день за день пропущенного поста. Также надо отметить, что не обязательно соблюдать последовательность в восполнении поста. Об этом свидетельствуют слова Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах : «Можно не учитывать последовательность в восполнении поста, так как Всевышний Аллах говорит в Коране «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (то есть Аллах не указал, что надо соблюдать последовательность пропущенных дней по указанным причинам. Можно, сначала попоститься один день, а через неделю - другой пропущенный день месяца Рамадан). Коран, сура «аль-Бакара» , 185 аят. Тоже касается женщины, которая не держала пост несколько лет по причине последовательных родов и кормлений. Ибрахим Ан-Нахги говорил: «Если даже наступит второй рамадан, то надо обязательно держать оба поста (обязательный и восполняемый), и нельзя заменять пост кормлением бедных. Аиша, да будет доволен ею Аллах , говорила: «Бывало так, что я могла восполнить пост только в месяце Шаабан». Раздел «Восполнение поста», «Сахих Бухари», хадис №1849, Сахих Ибн Хиббан, хадис № 3516. Положение беременных и кормящих женщин приравнивается к положению путника и больного (временное разрешение прерывания поста по причине трудности), поэтому им обязательно следует восполнять пост, когда бы ни было и нельзя заменять пост кормлением бедных, как путнику.
Интимные отношения в месяце Рамадан
Если вы читали об основах поста, то запрет, как вы поняли, на половую близость распространяется на светлое время суток месяца Рамадан. В ночное время супругам разрешено иметь интимную близость без ограничений, но в рамках разрешенных шариатом.
Забеременеть в Рамадан
Запретов на беременность (наступление в этом месяце) в исламе нет. Напротив, некоторые пары, у которых не получалось забеременеть в обычные месяцы, беременели именно в этот месяц. Связать это можно с усердным поклонением в месяце Рамадан и с ниспрашиванием прощения за грехи.
Онанизм в Рамадане
Данное действие в исламе запрещено, по мнению исламских ученых. Единственное, когда человек может прибегнуть к данному запрету, это в том случае, если есть большая вероятность совершения прелюбодеяния. Но следует учесть, что действие само по себе запретно, а выбирается как менее опасное, чем прелюбодеяние. Онанизм портит пост.
Поллюция в Рамадане
Семяизвержение, произошедшее во сне, поста не портит, даже, если оно случилось в дневное время.
Месячные в Рамадане
Женщина во время месячных не может поститься – запрещено. Хотя есть методы отсрочки наступления месячных при помощи принятия таблеток. Этот вариант возможен, хотя стоит оставить все как есть, потому как в этом случае, даже не постясь, женщина исполняет повеление Всевышнего , за что получит награду.
Курение в Рамадане
Курение нарушает пост, и действие это не подобает мусульманину. Если раньше можно было говорить о том, что курение не может быть расценено как харам, то сейчас, когда на пачках сигарет написано, что курение убивает или является причиной рака, можно с уверенностью сказать, что курение – харам. Так как наносит урон здоровью, вплоть до летального исхода.
Уколы в Рамадане
Инъекции делятся в таком случае на уколы витаминные и уколы прочего назначения, например, обезболивающее. Уколы с витаминами и глюкозой портят пост, а уколы необходимые для поддержания нормальной жизнедеятельности или обезболивающие разрешены и поста они не портят.
Смерть до возмещения пропущенного поста
Если человек умер до того, как ему представилась возможность совершить возмещение пропущенного поста, то за него положено дать фидию (особенно, если это завещал скончавшийся), или пищей, или суммой денег, которую установил казый для определенного региона.
Что совершать нежелательно во время поста?
1. Не желательно находиться продолжительное время в воде или бане, так как есть вероятность по¬падания воды в организм;
2. Заниматься любовными заигрываниями (объятия и поцелуи);
3. Полоскать горло;
4. Совершать кровопускание, так как это может ослабить человека настолько, что ему придется прервать пост;
5. Пробовать пищу на вкус.
6. Глотать свою слюну, предварительно накопленную во рту
Что желательно совершать во время поста?
Совершение молитвы-таравих коллективно. Совершается она после обязательной ночной (Иша) молитвы.
Соблюдение Сухура (принятие пищи перед рассветом). Даже, если кушать не хочется, лучше всего выпить хотя бы пару глотков воды. Посланник Аллаха, сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо в это время благодать» (Аль-Бухари);
Как можно быстрее разговеться. Посланник Аллаха сказал: «Люди будут пребывать во благе до тех пор, пока будут спешить с разговением» (Аль-Бухари);
При разговении желательно обратиться к Аллаху с мольбой. Передают, что Абдуллах б. Амр рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «Молитва постящегося, когда он разговляется, не отвергается».
Как можно больше совершать молитв и как можно чаще обращаться к Аллаху;
Больше времени посвящать чтению и изучению Священного Корана. Посланник Аллаха больше всех читал Коран, особенно в месяце Рамадан (Аль-Бухари).

Благодарить Аллаха за возможность соблюдения поста во время Рамадана.

Начатый и по каким-либо причинам нарушенный день поста должен быть возмещен. Что касается нарушения поста в месяц Рамадан, то, в зависимости от вида нарушения, может одновременно потребоваться «када» (возмещение) и «каффарат» (искупление) , или же только возмещение.

Лексическое значение арабского слова «када» – выполнение чего-либо. В терминологии шариата это слово, помимо лексического, имеет значение «возмещение кем-либо не выполненного во время или начатого, но нарушенного поклонения, такого, как намаз, хадж или пост, осуществляемое в другое время» .

Лексическим значением слова «каффарат» является «укрытие, стирание» . В терминологии шариата это слово означает определенный набор действий, установленных Всевышним Аллахом, к которым прибегает человек с целью заслужить прощение Аллаха за некоторые совершенные грехи и ошибки.

Каффарат (искупление) за пост в Рамадан требуется в том случае, если человек без каких-либо уважительных причин, сознательно и по собственной воле нарушил начатый пост. В случае нарушения других постов вне месяца Рамадан каффарат не требуется.

Каффаратом (искуплением) за пост является освобождение раба, или соблюдение непрерывного поста в течение двух лунных месяцев, или кормление шестидесяти бедняков. Но вместо еды можно выплатить ее стоимость. Наряду с кафаратом необходимо также сделать покаяние и иметь твердое намерение не совершать подобного греха в будущем.

Шестидесятидневный пост, соблюдаемый в качестве каффарата, должен соблюдаться непрерывно, поэтому, если будет пропущен хотя бы один день, этот пост необходимо начать сначала.

За несколько дней поста, нарушенных в одном Рамадане или нарушенных в разные годы, достаточно одного искупления.

Теперь, после того как мы ознакомились со значением понятий «када» и «каффарат», перейдем к рассмотрению того, что нарушает, и того, что не нарушает пост. Действия, нарушающие пост будут рассмотрены в двух разделах:

первый – это действия, за совершение которых требуется возмещение и искупление;

второй – это действия, за совершение которых требуется только возмещение.

1. Действия, требующие «када» (возмещения) и «каффарат» (искупления):

Сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто нарушит пост месяца Рамадан без уважительной причины, установленной Аллахом, не сможет возместить его, даже если весь год проведет в посте» (Абу Дауд, Сыям, 38).

Действия, входящие в эту категорию можно разделить на две группы:

а) Вступление в интимную связь

Вступление в интимную связь во время поста требует от обеих сторон возмещения и искупления. По этому поводу передается следующий хадис от Абу Хурайры (радыйаллаху ‘анху):

«Однажды мы сидели вместе с Посланником Аллаха, как вдруг к нам подошел один человек и сказал:

О Посланник Аллаха! Я погиб!

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) спросил:

Что случилось?

Я вступил с женой в интимную связь во время поста, - ответил тот. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) спросил:

- Можешь ли ты держать пост два месяца подряд?

Нет, - ответил человек.

Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) спросил:

- Можешь ли ты накормить шестьдесят бедняков?

Человек снова ответил:

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) ничего не ответил ему. Прошло некоторое время, мы обсуждали происшествие, как вдруг вышел Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) с корзинкой, полной фиников, и спросил:

- Где тот человек, который спрашивал меня?

Человек сказал:

Я здесь.

Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) сказал ему:

- Возьми это и раздай как садака.

В ответ человек сказал:

О Посланник Аллаха! Разве есть кто-то беднее меня? Клянусь Аллахом, в долине Медины нет более бедной семьи, чем моя.

В ответ на это Посланник Аллаха рассмеялся, так, что стали видны его зубы, а затем сказал:

Тогда возьми финики и угости ими свою семью.

(Бухари, Саум, 30; Хиба, 20; Нафака, 13, Каффарат, 2-4; Муслим, Сыйам, 81; Абу Дауд, Тахара, 123, Саум, 37; Тирмизи, Саум, 23).

Все мазхабы единодушны в отношении того, что интимная связь нарушает пост и требует как возмещения, так и искупления. Доказательством для всех служит этот хадис. В вопросе каффарата не существует другого доказательства, кроме этого хадиса.

б) Употребление пищи или того, что к ней относится.

Понятие «пища» включает в себя все виды продуктов питания, как готовых к употреблению, так и сырых; все виды сырого или сушеного мяса и мясную продукцию; все виды овощей и фруктов, а также зерновых, и те продукты, которые получены путем их переработки.

По мазхабу Ханафи, человек, нарушивший пост, употребив пищу или питье, подобен тому человеку, который нарушил свой пост, вступив в интимную связь.

2. Действия, требующие только «када» (возмещения).

Нижеперечисленные действия нарушают пост, требуя при этом только возмещения и не требуя искупления:

  • Употребление еды или питья по ошибке.
  • Сознательное проглатывание бумаги, ваты и им подобных предметов. Проглатывание данных предметов хоть и имеет внешнее сходство с приемом пищи, но при этом не имеет цели насыщения, поэтому в данной ситуации каффарат не требуется.
  • Проглатывание воды при полоскании носа или лекарства, положенного в дупло зуба.
  • Проглатывание больших частиц еды, оставшихся между зубами (большой считается частица размером с горошину).
  • Проглатывание чего-либо размером с пшеничное зернышко, попавшего в рот извне.
  • Прием пищи утром, полагая, что время сахура еще не прошло, или вечером, полагая, что время ифтара уже пришло. В данном случае речь идет о приеме пищи по ошибке.
  • Нарушение поста по принуждению.

كتابُ الصيامِ

Пост

يجبُ صومُ رمضانَ على كلِّ: مسلمٍ بالغٍ عاقلٍ قادرٍ على الصومِ، معَ الخلوِّ عن حيضٍ ونفاسٍ.

Пост в Рамадан обязателен для
всех мусульман , которые:

1) достигли совершеннолетия;

2) находятся в здравом уме;

3) способны поститься;

4) (только для женщин) не находятся в состоянии менструации или послеродового очищения (нифас).

فلا يخاطبُ بهِ كافرٌ وصبيٌّ ومجنونٌ، ومنْ أجهدهُ الصومُ لكبرٍ أوْ مرضِ لا يرجى برؤه، بأداءِ ولا بقضاءٍ

И не обязаны поститься:

1) немусульманин ;

2) несовершеннолетний;

3) умалишенный;

4) тот, кто не в состоянии поститься, – из-за преклонного возраста или болезни, которая считается неизлечимой.

لكنْ يلزمُ منْ أجهدهُ الصومُ لكلِّ يومٍ مدُّ طعامٍ

Однако тот, кто не в состоянии поститься, должен отдать мудд еды за каждый пропущенный день поста.

ويخاطبُ المريضُ والمسافرُ والمرتدُّ والحائضُ والنفساءُ بالقضاءِ دونَ الأداءِ

Не обязаны поститься, однако обязаны восполнить каждый пропущенный день поста:

1) больной ;

2) путник;

3) вероотступник (муртад);

4) женщина в период менструации или послеродового очищения.

المريضُ والمسافرُ فصاما صحَّ، دونَ المرتدِّ والحائضِ والنفساءِ.

Больной и путник по желанию могут поститься, и их пост принимается , однако пост вероотступника или женщины в период менструации или послеродового очищения не принимается.

فإن أسلمَ أوْ أفاق أو بلغَ مفطراً في أثناءِ النهارِ نُدبَ الإمساكُ والقضاءُ ولا يجبانِ،

Если в течение дня месяца Рамадан немусульманин принимает Ислам, или к умалишенному возвращается рассудок, или ребенок достигает половой зрелости, им желательно, но не обязательно поститься остаток дня и впоследствии восполнить этот день.

وإنْ بلغَ صائماً لزمهُ الإمساكُ ونُدب القضاءُ

Если держащий пост ребенок в течение дня месяца Рамадан достигает половой зрелости, ему обязательно поститься до конца дня и желательно впоследствии восполнить этот день.

ولوْ طهُرَتِ الحائضُ أمسكتْ نَدباً وقضتْ حتماً

Женщине, у которой закончилась менструация [в течение дня месяца Рамадан], желательно поститься до конца этого дня и обязательно восполнить этот день .

أوْ قدمَ المسافرُ أوْ برئَ المريضُ وهما مفطرانِ، أمسكا ندباً وقضيا حتماً، أو صائمانِ أمسكا حتماً

Если путник доехал до места назначения или излечился больной и они не постились, то им желательно поститься до конца этого дня и обязательно восполнить этот день. Если же постились – им обязательно поститься до конца дня.

ولوْ قامتِ البينةُ برؤيةِ يومِ الشكِّ وجبَ إمساكُ بقيتهِ وقضاؤهُ

Если свидетельство о видении [новой луны] получено в день сомнения , обязательно воздержатся от того, что нарушает пост до конца этого дня и впоследствии восполнить этот день.

ويؤمرُ الصبيُّ بهِ لسبعٍ ويُضربُ لعشرٍ.

Ребенку приказывают поститься с 7 лет, а с 10 лет можно ударить за отказ.

ويبيحُ الفطرَ:

Дозволено прервать пост:

غلبةُ الجوعِ والعطشِ بحيثُ يخشى الهلاكَ أو المرضَ، ولوْ طرأ في أثناءِ اليومِ، إذا شقَّ الصومُ.

1) В случае нестерпимых голода или жажды, способных привести к болезни или смерти, дозволяется прервать пост, даже если человек в этот день уже начал поститься.

وسفرُ القصرِ إنْ فارقَ العمرانَ قبلَ الفجرِ، وإنْ نواهُ منَ الليلِ، فإنْ سافرَ بعدهُ فلا، والفطرُ للمسافرِ أفضلُ إنْ ضرَّهُ الصومُ، وإلا فالصومُ أفضلُ.

2) [Также это дозволено] путнику, даже если предыдущей ночью он сделал намерение поститься, при условии, что он находится в таком путешествии, в котором дозволено сокращать и совмещать намазы , и путник покидает город до рассвета. Если же он покидает город после рассвета, то ему обязательно поститься. Путникам лучше воздерживаться от поста, если он может причинить вред; если же нет, то лучше поститься.

[المرضعُ والحاملُ]: ولوْ خافتْ مرضعٌ أوْ حاملٌ على أنفسهما أوْ ولديهما أفطرتا وقضتا، لكن تفديانِ عندَ الخوفِ على الولدِ لكلِّ يومٍ مداً.

3) Если беременная или кормящая женщина предполагает, что пост может нанести вред ей и ее ребенку, то она может не поститься и восполнить его позже, однако если она боится только за ребенка , тогда она обязана выплатить фидью в виде мудда еды за каждый пропущенный день поста .

[وقتُ وجوبِ الصومِ]:

Наступление Рамадана

ولا يجبُ صومُ رمضانَ إلا برؤيةِ الهلالِ، فإنْ غمَّ وجبَ استكمالُ شعبانَ ثلاثينَ ثمَّ يصومونَ، فإنْ رؤيَ نهاراً فهوَ لليلةِ المستقبَلةِ

Пост в Рамадан становится обязательным, как только в небе замечена новая луна . Если небо закрыто тучами [и луну не видно], обязательно начинать поститься по истечении 30 дней [месяца] Шаабан. Если новая луна была замечена днем, следует считать, что она относится к следующей ночи.

وإنْ رؤيَ في بلدٍ دونَ بلدٍ فإنْ تقاربا عمَّ الحكمُ، وإلا فلا، والبعدُ باختلافِ المطالعِ كالحجازِ والعراقِ ومصرَ، وقيلَ بمسافةِ القصرِ،

Если новая луна видна в одной местности, а в другой – нет, и они расположены близко, решение [о начале Рамадана] для них общее. [А если эти местности расположены далеко друг от друга], то нет . «Далеко» означает местности с разным временем восхода , например, Хиджаз, Ирак и Миср (Египет). Слабое мнение: на расстоянии сокращения намазов .

ويقبلُ في رمضانَ بالنسبةِ إلى الصومِ عدلٌ واحدٌ، ذكرٌ حرٌّ مكلفٌ، ولا يقبلُ في سائرِ الشهورِ إلا عدلانِ،

О наступлении Рамадана и начале поста достаточно свидетельства одного справедливого свободного мукалляфа мужского пола. О наступлении же остальных месяцев требуется свидетельства двух справедливых свидетелей.

ولوْ عرَفَ رجلٌ بالحسابِ والنجومِ أنَّ غداً منْ رمضانَ لمْ يجب الصومُ، لكنْ يجوزُ للحاسبِ والمنَجِّمِ فقطْ

Если кто-то узнал через вычисления или по звездам, что завтра первый день месяца Рамадан, начинать поститься не обязательно , однако допустимо для него одного.

وإنِ اشتبهتِ الشهورُ على أسيرٍ ونحوهِ اجتهدَ وجوباً وصامَ، فإنِ استمرَّ الإشكالُ أوْ وافقَ رمضانَ أوْ ما بعدهُ صحَّ، وإنْ وافقَ ما قبلهُ لمْ يصحَّ

Если кто-то не может узнать о наступлении Рамадана из-за пребывания в тюрьме или других подобных местах , то ему обязательно совершить иджтихад и начать соблюдать пост. Его пост принимается , если он не может узнать, совпало ли время поста с месяцем Рамадан, в случае, если оно совпало, а также в том случае, если месяц поста пришелся на время после месяца Рамадан. Однако если месяц поста был раньше месяца Рамадан, пост не принимается .

[شروطُ الصومِ]:

Условия поста

وشرطُ الصومِ النيةُ، والإمساكُ عنِ المفطراتِ

Условия поста:

1) намерение;

2) отказ от всего, что нарушает пост.

[النيةُ]:

Намерение

فينوي لكلِّ يومٍ، فإنْ كانَ فرضاً وجبَ تعيينُهُ وتبييتهُ منَ الليلِ، وأكملُهُ: أنْ ينوي صومَ غدٍ عنْ أداءِ فرضِ رمضانَ هذهِ السنةِ للهِ تعالى

Постящийся должен совершать намерение для каждого дня поста. Если этот пост является обязательным, то намерение должно:

1) уточнять вид поста ;

2) быть совершено в течение ночи до наступления рассвета.

Лучшая форма намерения (О: в сердце) – намереваться поститься завтра, выполняя фарз [поста] в Рамадан этого года ради Всевышнего Аллаха .

ولوْ أخبرهُ بالرؤيةِ ليلةَ الشكِّ منْ يثقُ بهِ ممنْ لا يقبلهُ الحاكمُ منْ نسوةٍ وعبيدٍ وصبيانٍ، فنوى بناءً على ذلكَ، فكانَ منهُ صحَّ، وإنْ نواهُ منْ غيرِ إخبارِ أحدٍ فكانَ منهُ لمْ يصحَّ، سواءٌ جزمَ النيةَ أوْ تردَّدَ فقالَ: إنْ كانَ غداً منْ رمضانَ فأنا صائمٌ وإلا فمفطرٌ

Если человек, отличающийся справедливостью, но чье свидетельство [о наступлении Рамадана] не принимается, – женщина, раб или ребенок – говорит о том, что видел луну в ночь сомнения, и кто-то сделал намерение держать пост, основываясь на этом [свидетельстве], и день окажется [первым днем] из Рамадана, то [пост] действителен . А если сделал намерение на пост, не основываясь ни на чьем свидетельстве и день оказался [первым днем] из Рамадана, то [пост] не действителен . Также [не будет действителен], если человек с уверенностью или с сомнением говорит: «Если завтра [первый день месяца] Рамадан, я держу пост, если нет – то не держу».

ولوْ قالَ ليلةَ الثلاثينَ منْ رمضانَ: إنْ كانَ غداً منْ رمضان فأنا صائمٌ وإلا فمفطرٌ، فكانَ منْ رمضانَ صحَِّ

Если в ночь накануне тридцатого дня месяца Рамадан человек говорит: «Если завтра [все еще] Рамадан, я держу пост, если нет – то не держу», – и окажется, что продолжается Рамадан, [пост] действителен .

ويصحُّ النفلُ بنيةٍ مطلقةٍ قبلَ الزوالِ

Желательный пост действителен , если намерение было совершено до полудня этого дня .

[الإمساكُ عنِ المفطراتِ]:

Отказ от всего, что нарушает пост

وإنْ أكلَ الصائمُ أوْ شربَ، أو اسْتَعَطَ أو احْتَقَنَ، أوْ صبَّ في أذنهِ فوصلَ دماغهُ، أوْ أدخلَ أصبعاً أو غيرهُ في دبرهِ أوْ قُبُلِها وراءَ ما يبدو عندَ القَعْدَةِ، أوْ وصلَ إلى جوفهِ شيءٌ منْ طعنةٍ أو دواءٍ، أوْ تقيأَ، أو جامعَ، أوْ باشرَ فيما دونَ الفرجِ فأنزلَ، أوِ استمنى فأنزلَ، أوْ بالغَ في المضمضةِ أو الاستنشاقِ فنزلَ جوفهُ، أوْ أخرجَ ريقهُ منْ فمهِ، كما إذا جرَّ الخيطَ في فمهِ عندَ فتلهِ فانفصلَ عليهِ ريقٌ ثمّ ردّهُ وبلعَ ريقهُ، أوْ بلعَ ريقهُ متغيراً، كما إذا فتلَ خيطاً فتغيرَ بصبغهِ، أوْ كانَ نجِساً، كما إذا دميَ فمُهُ فبصقَ حتى صفا ريقهُ ولمْ يغسلهُ، أوْ إذا ابتلعَ نخامةً منْ أقصى الفمِ، إنْ قدرَ على قطعها ومجِّها فتركها حتى نزلتْ، أوْ طلعَ الفجرُ وهوَ مجامعٌ فاستدامَ ولوْ لحظةً

Если:

1) съел что-то;

2) или выпил ;

3) вдохнул через нос ;

4) сделал клизму ;

5) что-то попало в уши и достигло барабанной перепонки;

6) ввел палец или другой предмет в задний или передний проход дальше той мышцы, которая обычно сокращается при сидении ;

7) что-то попало в полость [тела] либо при протыкании , либо при медицинском вмешательстве ;

8) вырвало ;

9) произошел половой акт или оргазм, вызванный стимуляцией любого органа, помимо гениталий, а также мастурбацией ;

10) использовал при совершении омовения чрезмерного количества воды, так что она через нос или рот попадает в желудок ;

11) проглотил слюну, находящуюся не во рту, например, при продевании нитки в иголку, когда конец нитки смачивается слюной, при повторном смачивании эта слюна вновь попадает в рот;

12) проглотил слюну, качество которой изменилось, например, при продевании нитки в иголку, когда конец нитки смачивается слюной и частички нитки попадают в слюну и проглатываются ;

13) проглотил слюну, ставшую нечистой после контакта с наджасой, например, при кровотечении во рту необходимо выплюнуть всю кровь, пока слюна не станет бесцветной, затем промыть рот водой ;

14) проглотил мокроту, при том, что ее можно было выплюнуть ;

15) продолжил половой акт, даже на мгновение, после наступления рассвета.

وهوَ في جميعِ ذلكَ ذاكرٌ للصومِ، عالمٌ بالتحريمِ، بطُلَ صومهُ، وعليهِ قضاءٌ وإمساكُ بقيةِ النهارِ.

Во всех этих случаях, если помнишь, что постишься, и знаешь о запретности [этих действий], пост нарушается , этот день обязательно восполнить, и остаток его обязательно воздерживаться от всего, что нарушает пост.


وضابطُ المفطّرِ:

Общие правила для всего, что нарушает пост.

1- وصولُ عينٍ وإنْ قلَّتْ منْ منفدٍ مفتوحٍ إلى جوفٍ

2- والجماعُ.

3- والإنزالُ عنْ مباشرةٍ أو استمناءٍ عالماً بالتحريمِ ذاكراً للصومِ.

1) проникновение любого вещества, даже в малом количестве, в тело человека через любое открытое отверстие ;

2) половой акт;

3) оргазм в результате соприкосновения партнеров или мастурбации при условии, что совершающий эти действия осознает их запретность и помнит о том, что он постится .

Месяц поста – это лучший из месяцев и одна из отличительных особенностей нашей уммы; пост, в том виде, в котором мы его соблюдаем, был завещан нам Всевышним Аллахом: По единогласному мнению ученых (иджма‘), пост в Рамадан является одним из столпов ислама. Бухари и Муслим передают слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в месяц Рамадан» (Шарх).

Обоих полов (Шарх).

Мы не призываем их к посту, и их пост не был бы принят, однако в будущей жизни они будут наказаны за несоблюдение поста (Шарх).

Примерно 0,5 л.

Восполнение по шафиитскому мазхабу предполагает, что верующий постится один день за каждый пропущенный день обязательного поста (Reliance i1.3).

Болезнью, которая позволяет не поститься, является та, которую пост может усилить, выздоровление от которой пост может замедлить или которую может вызвать; также это распространяется на ситуации, когда человек должен принимать лекарства в течение дня, что нарушило бы пост, и не может отложить их принятие до ночи (Reliance i1.3(1)).

Для путника или женщины в период менструации нежелательно есть на виду у постящихся (Тахрир аль-Масалик).

Как и предыдущие дни поста, пропущенные во время менструации или послеродового очищения (Шарх).

Если путник прибыл в отдаленную местность, ему обязательно соответствовать ее жителям во времени поста и разговения, Даже если в его местности месяц поста закончился, он обязан по прибытии держать пост вместе с жителями местности, куда он приехал, и восполнить дни, которые не постился. И наоборот: если дома он держал пост, а там, куда он приехал, уже не держат, он обязан соответствовать, но, если окажется, что он постился всего 28 дней, он должен восполнить 1 день.

Т. е. что предыдущая ночь была ночью новолуния (Шарх).

День, про который не известно, является он первым днем месяца Рамадан или тридцатым днем месяца Шаабан.