Что делать не отчаиваться в жизни. Как не отчаиваться в жизни: стоит ли что делать если не получается не дай себе повода. Шрамы – символ борьбы, а, следовательно, и успехов

Полное отчаяние: как уцелеть в житейской буре

Сентябрь 22, 2017 - 2 комментария

Полное отчаяние настигает, когда случается непоправимое и кажется, ничего уже невозможно изменить. Как жить дальше, когда горькое отчаяние и тоска терзают сердце брошенных любимыми, как пережить отчаяние человеку, потерявшему работу или средства к существованию и охваченного паникой. Но самым безысходным может быть отчаяние тех, кто устал биться в поисках смысла жизни. Когда наступает отчаяние, будущее кажется покрытым полнейшим мраком.

Попробуем на мгновение отстраниться от тяжелых переживаний и вместе увидеть, что стало причиной сильнейшего отчаяния, ведь понимая причину, мы находим и точку опоры. Как найти выход и преодолеть полное отчаяние - разбираемся с системно-векторной психологией Юрия Бурлана.

Если отчаяние настолько универсальное ощущение, то может и средство бороться с отчаянием бывает таким же универсальным? Бывает.

Юрий Бурлан раскрывает, как устроена психика человека, и эти осознания о себе и других, о причинах наших поступков и реакций удивительным, но вполне закономерным образом дают почву под ногами. Повышают стрессоустойчивость и позволяют пережить сложный период. Вы осознаете, почему вам плохо, и видите свои резервы, которые в состоянии полного отчаяния бывает сложно ощутить. Разберем проблему полного отчаяния на примерах.

Состояние отчаяния у человека, который потерял любовь

Сверхэмоционального и чувствительного обладателя зрительного вектора привести в отчаяние может разрыв эмоциональной связи, утрата любимого человека. И чем сильнее была связь, чем ближе был тот, кого потерял зрительник, тем сильнее будет отчаяние у человека. Наступает уныние, кажется, что полюбить больше никогда не удастся. Находиться в таком состоянии долго невозможно, и тогда отчаяние может смениться полной апатией в отношении любви, человек может за всю жизнь так никого и не полюбить.

Когда настигает подобного рода отчаяние, что делать отчаявшемуся зрительнику? Осознать свою природу, особенности, свое предназначение в этом мире с помощью системных знаний о психике. И хотя в моменты полной безнадежности и отчаяния весь свет не мил, стоит сделать усилие над собой, выйти из скорлупы переживаний, которые, по сути, сосредоточены на себе, и суметь направить всю свою эмоциональность, давящую болью изнутри, на помощь другому. Удивительным образом это меняет все.

Для зрительного вектора с врожденным желанием к состраданию, сопереживанию, к любви - это единственный верный способ избавиться от чувства отчаяния при мысли, что любовь потеряна навсегда.

Вот что пишут об этом те, кто смог преодолеть отчаяние от разрыва эмоциональной связи:

«…Я жутко его боялась, до ощутимой неконтролируемой дрожи в ногах, руках, до легкого обморока. И одновременно это была эмоциональная и сексуальная зависимость, которая ушла незаметно и навсегда. Очень хотелось расстаться, ушла от него. И такое началось… Тренинг я начала проходить в самый решающий и сложный момент в жизни. Он уже едва сдерживал свою агрессию.

Все что слышала на тренинге нисколько не удивляло, все так естесственно и реально... И в какой-то момент все изменилось, хозяйкой ситуации стала я. Из ничего — в силы и желание жить. Бессознательно уже тогда (только сейчас поняла это) я перестала вообще его провоцировать и более того, в критические моменты говорила то, что ему так сказать угодно было. И тем самым защищала себя. ...»

Отчаянное состояние человека, потерявшего деньги

Совсем иные причины отчаяния у человека с кожным вектором. Кожники довольно скрытны, и не часто можно услышать их просьбы о помощи, но все же полную безнадежность от незнания, что делать дальше, могут испытывать и они.

Для обладателя кожного вектора очень важно жить лучше окружающих, быть первым во всем. Очень важный показатель такой жизни - деньги. И если вдруг кожник никак не может заработать достаточно денег или по какой-то причине теряет заработанный капитал, это может надолго ввергнуть его в отчаяние. Полное непонимание того, куда двигаться дальше, делает жизнь на грани отчаяния не жизнью, а существованием.

Когда настигает подобного рода отчаяние - что делать несчастному кожнику? Глубокое отчаяние у человека с кожным вектором происходит так же, как у зрительника, - от того, что возникает ложная мысль о невозможности встать на ноги. Кажется, что вместе с деньгами и положением в обществе теряется какая-то важная частица самого себя. Однако это не так.

Бороться с этими навязчивыми мыслями можно с помощью полного осознания своих свойств на тренинге Юрия Бурлана Системно-векторная психология. Врожденные качества и свойства никуда не пропадают под воздействием внешних факторов. Может появиться страх, полная неуверенность в будущем и своих действиях, но качества, полученные при рождении человеком, навсегда остаются с ним.

Человек в отчаянии: выход из плохого состояния

Если суммировать, то можно дать небольшой список советов для обладателя любого вектора в случае, когда одолевает отчаяние:

  • понять причину, приведшую в отчаяние, на глубинном, бессознательном уровне (на уровне векторов и врожденных свойств);
  • осознать свои природные свойства - это позволит найти способы, чтобы потихоньку выйти наружу, реализовать себя;
  • действовать.

Сложнее всего полная безысходность переживается человеком со звуковым вектором, который страдает от ощущения бессмысленности жизни. Когда прижимает отчаяние и звуковик не знает, что делать, в ход могут пойти деструктивные методы. Например, наркотики. Если зрительник может найти любовь, а кожник - деньги в окружающем нас мире, то звуковик в поисках смысла жизни может испытать полное отчаяние, потому что кажется, что все уже испробовано, но ничто его не наполняет ощущением осмысленности.

На тренинге Системно-векторная психология Юрия Бурлана человек со звуковым вектором находит ответы на интересующие его вопросы. Так, как это сделали уже многие.

Добрый день! Сразу хочу попросить прощения за свой вопрос - не буду оригинальна, ибо «моя» тема не нова: мне почти 36 лет, я одинока, нет мужа и детей и никогда не было. Я привлекательная девушка, проблем в общении нет, я веселый, доброжелательный и общительный человек, много знакомых, не страдаю комплексом неполноценности, а также манией «величия» - специально не выискиваю в мужчинах недостатки, чтобы отказать им. Но и близкого человека нет. Очень переживаю по этому поводу. Перечитала множество литературы на эту тему, психологи советуют на зацикливаться, больше бывать в людных местах, найти интересную работу. Да, да, есть интересные занятия, читаю много, изучаю иностранный язык, ходила на танцы. Но тема замужества - больная для меня тема, я очень хочу семью, именно не формально для имиджа, а крепкую семью, основанную на любви и взаимопонимании, детей. Врачи уже стращают, что через несколько лет и родить уже не смогу, старость, никому не нужна. Я заметила, что у меня опускаются руки, я стала сама думать о смерти как об избавлении от этой никчемной жизни. По совету психологов помогаю другим, кому хуже, чем мне, - добрым словом, делами, по возможности деньгами. Хожу в церковь, исповедываюсь и причащаюсь, правда, нерегулярно. С батюшкой нашего прихода на эту тему стесняюсь говорить. Сидела на сайтах знакомств, попадала или на мусульман-гастарбайтеров, или на женатых, или на мальчиков, озабоченных сексуально. Сидят в основном от скуки.
Скажите - как узнать о себе Божью волю, может, мне вообще не суждено быть женой и мамой. Тогда как успокоиться, как прекратить надеяться, жить с мыслью, что у тебя такая судьба, и смириться.

Недавно узнала, что одна знакомая вышла замуж, другая нашла себе мужчину, вокруг меня одно стоячее болото, у меня нет никаких перемен. И тут поняла, что я сильно завидую, никогда не страдала таким грехом, к унынию и отчаянию добавилась мучительная зависть. Не хочется жить. Без семьи ты неполноценный человек, тогда зачем здесь небо коптить? Неожиданно в Интернете наткнулась на книгу православного автора Владимира Черепанова «Секреты семейного счастья». Долго ее читала - она вернула меня к жизни буквально. Если не получается создать семью - ищите в себе червоточину и избавляйтесь. Я вспыльчива, груба - да. Обидчива - да. Иногда выпиваю - да. И т.д. Завистлива? Уже да. Срочно надо исправляться, пишет автор, потому что плохим людям Господь не дает семьи. Автор пишет - займитесь спортом, худейте, если толстая и т.д. Я это приняла ко вниманию и борюсь с собой. Только одно мне непонятно - перед глазами примеры наоборот - коллега, девушка очень полная, мужеподобная, грубая, постоянно ругается, в том числе с нами, вспыльчивая …а ведь живет с мужчиной. Получается, ей послал Господь семейное счастье. Но, по моему мнению, Черепанов все равно прав - избавляться от дурных привычек, в том числе от лишнего веса, надобно, это всегда пригодится в жизни.

Посоветуйте, как не отчаиваться, очень хочется создать хорошую семью, трудиться для этого. Я просто духовно умираю. Читаю молитвы каждый день. Но и каждый день думаю про свой биологический возраст и ужасаюсь. «Женское» время уже по часам бежит - скоро можно и без малышей остаться, тем более здоровье не ахти.

Знакомые советуют родить для себя - как понимаю, это грех. С другой стороны - неумолимое биологическое время. Через пару лет уже будет невозможно ничего. Многие священники советуют взять из детдома ребенка - к сожалению, заработок не позволяет, одна не могу содержать и себя, и ребенка.

Помогите мне, пожалуйста! Я понимаю, что кроме себя самого тебе никто не поможет. Но это не слова, поверьте, я работаю над собой, стараюсь бороться с грехом уныния и отчаяния, меняюсь. Но на душе все равно ледяная тоска от отчаяния. Не хочу саможаления и роль жертвы на себя применять, все равно пока не удается это изменить. И никакими хобби и т.д. не могу это одиночество компенсировать. Самое главное - мне с собой не скучно, но и одной я уже устала быть, хочу заслужить у Господа семью. Это реально? Или не всем дано? Все мои друзья и окружающие удивляются - почему у меня не складывается ничего, ладно был бы мужчина, и бы сама портила все отношения - а так непонятно ничего…

(по преподобному Силуану Афонскому и архимандриту Софронию)

Вначале приведем цитату из известной книги архимандрита Софрония (Сахарова) “О молитве”: “Из моего опыта я могу сказать: есть два рода отчаяния: одно - чисто негативное, губящее человека духовно и затем телесно. Другое - благословенное. О нем я не перестаю говорить” .

В другом месте, в книге “Старец Силуан” отец Софроний добавляет: “Иначе действует враг-дьявол с теми, кто принимает его, и иначе по отношению к тем, которые борются. Иное - страдание гордого отчаяния, и иное - души благочестивой, когда Бог позволяет сатане сотворить брань с душою. Это последнее искушение чрезвычайно тяжело и попускается редко” . Об этом последнем состоянии писалось не очень много; хотелось бы обратить внимание на связь такого состояния со страданиями библейского Иова.

Многолетний опыт подвижничества, духовный авторитет отца Софрония, которого многие почитают старцем, и глубина его творений не позволяют просто отмахнуться от этих слов о благословенном отчаянии, нелегких для восприятия, но требуют серьезно задуматься.

Губительное отчаяние

Когда в Православии говорят об отчаянии, чаще всего имеют в виду первый из указанных отцом Софронием родов отчаяния - “чисто негативное и губящее человека” отчаяние как один из наиболее тяжких грехов (согласно “Словарю живого великорусского языка” В. И. Даля, отчаяние - это безнадежность, лишение последней веры и надежды.

Рассмотрим подробнее сначала именно этот, губящий человека род отчаяния. Как отмечает епископ Варнава (Беляев), у людей, ведущих духовную жизнь, это губительное отчаяние также бывает двух родов: “Отчаяние первого рода происходит от отягчения совести множеством содеянных грехов, когда душа, по причине большого количества этих язв, погружается от тяжести их в глубину безысходного горя и безнадежия.

Другого рода отчаяние бывает от гордости, когда человек, впадший в какой-либо грех, никак не хочет смириться и признать, что он заслужил падение От первого вида исцеляют воздержание и теплая надежда на Бога, а от последнего - смирение и то, чтобы никого не осуждать” .

А вот как описывает это состояние отец Софроний: “Доколе в человеке сильна гордость, дотоле он может подвергаться приступам особо мучительного, адского отчаяния, которое извращает все представления о Боге и о путях Его промысла. Гордая душа, пребывая в тягостном страдании и мраке ада, виновником своих мучений считает Бога и мыслит Его как безмерно жестокого. Лишенная подлинного бытия в Боге, она все оценивает из своего болезненно-страдальческого состояния и начинает ненавидеть и свою жизнь, и вообще все бытие мира.

Пребывая вне Божественного света, в своем отчаянии она доходит до того, что и бытие Самого Бога начинает ей представляться как безнадежная бессмыслица, в силу чего ее отталкивание от Бога и ненависть ко всякому бытию становятся все большими и большими” .

Основные причины такого отчаяния - оскорбленное самолюбие, страх перед общественным позором в случае, если узнают о совершенном преступлении, боязнь наказания, крушение идеалов или задуманных предприятий, безнадежная любовь и прочее. В наиболее тяжких случаях отчаяние может довести человека до самоубийства.

Необходимо также отметить, что многие Святые Отцы говорили о необходимости борьбы со страстями (духовной брани) и о том, что страсти могут посылаться нам для духовного совершенствования. Господу более угодна наша борьба со страстями, нежели полное отсутствие страстей, бесстрастие. Известно, например, свидетельство о преподобном Иоанне Колове, который вначале умолил Бога, чтобы ему было даровано бесстрастие, а затем, по совету старца, испросил у Господа возвращение браней и терпение, ибо, как сказал старец, “по причине браней душа приходит в преуспеяние”.

Преподобный Силуан дает весьма поучительный комментарий на этот важный для православной духовной практики эпизод, нашедший отражение в Священном Предании. Преподобный Иоанн Лествичник также указывает: “Да благодушествуют страстные смирившиеся. Ибо если они и во все ямы впадали, и во всех сетях увязали, и всяким недугом вознедуговали, но по выздоровлении бывают для всех светилами и врачами, путеводителями и наставниками, объявляя виды и свойства каждого недуга и своею опытностью спасая близких к падению” .

Нельзя не упомянуть здесь также и поучительный случай, о котором свидетельствуют “Троицкие листки с луга духовного”. Речь идет о явлении преподобного Сергия Радонежского человеку, находившемуся в отчаянии и собиравшемуся покончить жизнь самоубийством. Человек этот был так потрясен видением, что отбросил пояс, на котором только что хотел повеситься, и направился в Троице-Сергиеву Лавру, где получил утешение от отца Анфима. Молитвой у раки преподобного Сергия он был окончательно утешен и вышел из обители, как новорожденный младенец. Он смотрел на мир другими глазами, и душа его совершенно успокоилась.

Переживание губительного отчаяния опасно, но еще не фатально. Человек, впавший в губительное отчаяние, еще может (и должен) обратиться к Богу с горячей покаянной молитвой, и Господь непременно даст ему исцеление и новые силы для продолжения духовной брани. Вот как пишет об этом преподобный Исаак Сирин: “Если приключится человеку впасть и в многоразличные прегрешения, да не перестанет радеть о добре, да не останавливается в своем течении. Но и побеждаемый, снова да восстает на борьбу со своими противниками и ежедневно да начинает полагать основание разрушенному зданию, до самого исхода своего из мира сего” .

В заключение этой части статьи необходимо отметить, что, согласно учению православных отцов-аскетов, состояние отчаяния самым тесным образом связано с печалью и унынием.

Отчаяние “по Богу”

Существует и состояние духа, внешне, по своим психологическим характеристикам, схожее с описанным выше, но принципиально иное. Вот как описывает его отец Софроний: “Когда впервые промыслительно Богом оставленный человек испытывает приближение сатаны, тогда все его существо, и душа и тело, подавляется великим страданием и страхом, который нельзя сравнить со страхом от преступников и убийц, потому что в нем есть мрак вечной гибели.

Душа тогда познает, что есть дьявол; познает силу его жестокости; и пораженная колоссальностью стоящего перед нею зла - вся сжимается. От ужаса, отчаяния и трепета она приходит в такое изнеможение, что не находит в себе силы молиться. Она не чувствует с собою Бога-Заступника, а враг говорит: «Ты в моей власти… А на Бога не надейся и забудь Его; Он неумолим»”. В эти минуты душа, не желая принять дьявола, или безмолвно, без слов замирает с мыслью о Боге, или же, в лучшем случае, находит в себе силы призвать имя Божие. После уже она познает, что именно в этой борьбе Бог исключительно внимает ей” .

Как отмечали многие отцы Церкви (в частности, преподобные Иоанн Кассиан, Нил Синайский, Исаак Сирин, святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский и др.), греховные страсти извращают спасительные “настроения человека, психологическая основа которых напечатлена в природе человека как несомненно полезное средство, условие, благоприятствующее в деле осуществления человеком его религиозно-нравственного назначения”.

Эти настроения, как справедливо подчеркивает С. М. Зарин, возникают в связи с познанием истинного блага, с одной стороны, и из-за сознания порочности нашей жизни, с другой. Они поддерживаются созерцанием блаженства Жизни Вечной и стремлением к совершенству. Созерцая бесконечный идеал, человек не только глубже чувствует и яснее осознает несовершенство человеческого естества вообще, но вместе с тем - и это принципиально важно - начинает ощущать несовершенство своей собственной личности. В этом случае указанное чувство становится активным стимулом религиозно-нравственного развития человека.

Описываемое выше состояние в православной аскетике именуется печалью “по Бозе” (по Богу, ради Бога).

По свидетельству преподобного Исаака Сирина, печаль только в одном случае становится полезной для нас, когда она является печалью “по Богу”. Печаль “по Богу” “возникает от покаяния в грехах или от желания совершенства, или от созерцания будущего блаженства. Сердце, исполненное печали о немощи и бессилии в делах телесных, явных, заменяет собою все эти телесные дела” .

Печаль “по Богу” является одним из существенных и исходных моментов христианской веры, необходимой для спасения. Ее отличие состоит в том, что она находит свое религиозно-нравственное основание, опору и главную цель именно в Боге. Человек испытывает острую неудовлетворенность своим состоянием (и при этом ощущает невозможность изменить это положение собственными силами) именно постольку, поскольку это состояние становится существенным препятствием для достижения единственно ценной для него цели - стремления к Богу.

Таким образом, печаль в этом “добром” направлении помогает поддерживать в человеке активность, побуждает его на аскетический подвиг. Этот подвиг всестороннего совершенствования выражается как в очищении человека от страстей, так и в приобретении им важнейших христианских добродетелей. Преподобный Исаак Сирин называл такую “печаль ума” драгоценным Божиим даром.

Состояние печали “по Богу” отличается от описанной нами выше губительной страсти тем, что человек с болью ощущает в себе несоответствие между стремлением души к Богу и желанием достичь этого собственными силами. Основной целью его жизнедеятельности становится Бог, а не удовлетворение собственных помыслов, желаний и страстей и не заботы о своем земном существовании. Находясь в состоянии “обычной” печали, человек замыкается на самом себе, но печаль “по Богу” чаще всего приводит к обретению Божественной благодати (ибо сказано: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф 7:7), а губительные страсти печали и отчаяния без покаяния могут вызвать безысходную тоску, апатию и бездеятельность, паралич воли и способностей.

То духовное состояние, о котором пишет архимандрит Софроний и которое психологически близко к состоянию отчаяния, обладает, однако, своими существенными особенностями. Такое отчаяние имеет своим основанием не боязнь раскрытия тайных грехов и не гордыню, а неутолимую ревность по Богу. Это более интенсивное и острое проявление печали “по Богу”. Для удобства изложения мы будем далее называть это состояние отчаянием “по Богу”.

О близком по содержанию духовном состоянии человека свидетельствует святитель Феофан Затворник, говоря о таинстве покаяния: “Больше всего характеризует его (таинство покаяния - А. Г.) болезненный перелом воли. Человек оскорблял Бога; надобно теперь гореть в огне суда неумытного. Кающийся испытывает болезни рождающих, и в чувствах сердца некоторым образом прикасается мучениям ада В кающемся то ужасы почти отчаяния, то веяние отрады милосердия сменяются одни другими” .

Отец Софроний использует страшное слово “отчаяние” для того, чтобы описать то предельное страдание, которое ощущает душа, почувствовавшая благодать Божию и затем потерявшая ее, чтобы подчеркнуть ту силу, которой может достигать эта печаль “по Богу”.

Преподобный Силуан Афонский по этому поводу пишет об “унынии сердца”: “Когда Господь посетит, то душа знает, что был милый Гость и ушел, и скучает душа по Нему, и слезно ищет Его: «Где Ты, Свете мой, где Ты, Радость моя? Следы Твои благоухают в душе моей, но Тебя нет, и скучает душа моя по Тебе, и сердце мое уныло и болит, и ничто более не веселит меня, потому, что я оскорбил Господа, и Он скрылся от меня»” . Преподобный Силуан отмечает, что ощущение любви и благодати Господней теряется нами “за гордость и тщеславие, за неприязнь к брату, за осуждение брата, за зависть, за блудную мысль, за пристрастие к земным вещам” и др.

Как уже отмечалось, подобное искушение попускается Богом нечасто. Не всем православным верующим доводится испытывать такие интенсивные страдания, такую ревностную печаль “по Богу”. Это подтверждают и другие духовные писатели. Так, святитель Феофан Затворник отмечает, что искание Бога происходит у различных людей по-разному: если у одних оно “совершается ретиво, быстро, огненно”, то у других, напротив, “дело идет холодно, неспешно, многотрудно”. Архимандрит Софроний, очевидно, относится к первой группе.

Святитель Феофан с сожалением отмечает, что эта первая группа очень мала и редка, и такая предельная ревность по Богу, которая позднее была описана в творениях отца Софрония, нечасто встречается у христиан. Более часто человек, перестав чувствовать возбуждение благодати Божией, напротив, привыкает к этому, и снова происходит его падение в обычные его смертные грехи. “Чем чаще происходят сии отпадения, - пишет святитель Феофан, - тем слабее становится возбуждение, потому что к нему сердце как бы привыкает, и оно переходит в ряд обычных явлений душевной жизни.

Вместе с таким умалением, оно из чувства энергического все более и более приближается к мысли, и, наконец, переходит в одно простое помышление и воспоминание. Это помышление до поры до времени принимается с согласием, потом только терпится, хоть без неудовольствия, но холодно, без особого внимания; а затем уже становится докучливым, его спешат скорее сбыть, и, наконец, от него чувствуют неприятность и отвращение; его уже не любят, а ненавидят, преследуют, гонят. Соответственно сему, падает убеждение в необходимости лучшей духовной жизни…”

Исходя из этого, святитель Феофан настоятельно рекомендует всем верующим совершать усилия для стяжания дара благодати Божией и использовать для этого малейшие мысли о необходимости “переменить жизнь и стать лучше в своих делах и внутренних расположениях” .

Возможно, такое состояние “последнего отчаяния по Богу” подается некоторым подвижникам для большего стяжания благодати Божией. В любом случае мы не вправе отрицать того, что мы не познали.

Необходимо подчеркнуть, что отец Софроний никого не призывает пережить состояние отчаяния “по Богу”. Он лишь делится своим опытом, который ему с Божией помощью удалось пережить. При этом, хотя такая ревность по Богу, которая нашла отражение в творениях отца Софрония, и не типична для современного мира, она вдохновила немало православных христиан на продолжение своего духовного совершенствования и тем самым принесла многочисленные плоды.

Невозможность преодоления духовных препятствий собственными силами

У отчаяния, о котором пишет отец Софроний, кроме постоянной ревности по Богу и непрестанного стремления к Нему, имеется и иная причина - невозможность преодоления духовных препятствий собственными силами. “Много раз, - отмечает отец Софроний, - приходил я в отчаяние от самого себя вследствие неспособности моей пребывать постоянно в духе заповедей Христовых” .

“Видя себя не могущим преодолеть сию смерть нашими усилиями, мы впадаем в некое отчаяние о нашем спасении. Как это ни странно, но нам необходимо пережить это тягостное состояние, - переживать его сотни раз, чтобы оно глубоко врезалось в наше сознание. Нам полезен этот опыт ада. Когда мы носим в себе сию муку годами, десятилетиями, то она становится постоянным содержанием нашего духа, неизгладимою язвою на теле жизни нашей. И Христос сохранил раны от гвоздей распятия на теле Своем даже по Воскресении…”

Отчаяние, о котором говорит здесь отец Софроний, - это не отчаяние в уповании на милость и благодать Божию, характерное для губительных страстей, а отчаяние в ревностном, неодолимом стремлении достичь идеала собственными силами. Отец Софроний именует это состояние отчаянием “от самого себя” .

Каждому из нас знакомо то страдание, которое возникает от невозможности решить неразрешимое, достичь недостижимого, сделать невозможное. Само по себе это стремление не несет в себе нравственной определенности. Нравственная оценка этого стремления зависит лишь от направления нашей воли.

Прийдя к этой ситуации, мы некоторое время продолжаем делать попытки реализовать наши устремления собственными силами, но вскоре теряем их и осознаем невозможность достигнуть планируемого результата. Вот это чувство, которое обычно тоже называется отчаянием, по-видимому переживал отец Софроний.

Как отмечает С. М. Зарин, “за бурными порывами, по законам психической жизни, должна следовать реакция в виде ослабления, упадка душевной энергии. И этот упадок, действительно, наступает, выражаясь в новых аффективных состояниях печали и уныния” (а последнее, как мы уже отмечали, - родственно отчаянию).

Господь дал человеку свободную волю, и Он ожидает от нас наших собственных усилий в духовном совершенствовании. Такие усилия человека являются, в частности, одним из важнейших условий духовной брани. Поэтому в самих этих усилиях нет ничего греховного. Но эти собственные человеческие усилия имеют свои пределы. Невозможное человекам возможно Богу (Лк 18:27). Человек в процессе своего духовного возрастания рано или поздно начинает это ощущать. И особенно сильно и остро ощущали это Святые Отцы. Возникает серьезное внутреннее противоречие, которое требует своего разрешения.

Разрешение противоречия отчаяния от самого себя “по Богу”

“Благодатное отчаяние”, о котором пишет отец Софроний, отчаяние от самого себя “по Богу” находит свое разрешение в стяжании благодати Божией. Проходя через жестокое духовное страдание, через изнеможение, человек становится духовно чище, “прозрачней” для Бога.

Разрешение “благодатного отчаяния”, духовное очищение - это дар Божий. Именно Господь посылает Свой свет, Свое избавление, которого так жаждет, так истово молит душа подвижника, ощутившая невозможность стяжания благодати собственными силами и подвигами: “Далеко не радостно увидеть себя «нищим», осознать свою слепоту, - свидетельствует отец Софроний. - До великой боли страшно услышать смертный приговор себе за то, что я такой - как я есмь. Однако в глазах своего Создателя я блажен именно за познание своего ничтожества (ср. Мф 5:3).

Я должен увидеть Христа «как Он есть», чтобы сопоставить себя с Ним, и из сего сравнения ощутить мое «безобразие». Сильным было и еще остается мое отвращение от самого себя. Но из этого ужаса родилась во мне молитва особого отчаяния, погружавшая меня в море слез. Я никак не видел тогда путей к моему исцелению; мне казалось, что мое уродство не может преложиться в подобие Его красоте. И эта безумная молитва, потрясавшая все мое существо, привлекла ко мне сострадание Бога Всевышнего, и Его Свет воссиял во мраке моего бытия. Через ад моей безнадежности пришло небесное избавление…”

Многие Святые Отцы и подвижники говорили о помощи Божией, которая приходит в самые тяжелые и ответственные минуты жизни, связанные, в частности, с отказом от опоры лишь на собственные силы и с упованием на Бога. Так, святитель Игнатий (Брянчанинов) подчеркивает: “Суетен и бесплоден крест свой, если, чрез последование Христу он не преобразится в крест Христов” . “Крест дотоле тягостен, доколе он пребывает своим. Когда же он преобразится в крест Христов, то получает необыкновенную легкость” .

Получив помощь Божию и ощутив Его благодать, подвижник не останавливается на этом. Получив передышку в духовной брани и духовный опыт осуждения себя, он, как пишет отец Софроний, “снова идет стоять над пропастью” .

“Держи ум твой во аде и не отчаивайся”

Преподобный Силуан Афонский получил от Господа откровение: “Держи ум твой во аде и не отчаивайся” . Для обычного человека, в том числе и верующего, держание ума во аде невыносимо. Однако, непрестанно творя молитву за весь мир, подвижник постепенно приобретает способность погружаться во ад, не впадая при этом в состояние отчаяния. Не нужно отчаиваться, свидетельствует об этом преподобный Силуан, “ибо Господь безмерно милостив и любит нас” .

Как отмечает отец Софроний, держать ум свой во аде и не отчаиваться могут лишь немногие. “От постоянного пребывания в этом подвиге, - пишет он, - душа приобретает особую привычку и выносливость, так что память об аде настолько усваивается душе, что становится почти неотходною. Необходимость такого постоянства вызывается тем, что человек «в мире живущий и плоть носящий» непрестанно подвергается влияниям окружающего его греха, от которого, как бронею, защищается душа тем, что смиряется даже до ада преисподнего”.

Подвижник особым внутренним движением сходит душой в ад, и адский огонь попаляет и выжигает в нем страсти.

Поясняя откровение преподобного Силуана “Держи ум твой во аде и не отчаивайся”, архимандрит Софроний (Сахаров) пишет: “Держать себя во аде для него не было новым. До явления Господа он [старец Силуан] пребывал в нем. Новое в указании Божием - «и не отчаивайся». Прежде он дошел до отчаяния; ныне снова, после многих лет тяжелой борьбы, частых богооставлений, он переживал часы если и не отчаяния, то все же близких к нему страданий. Память о виденном Господе не допускала его до последнего отчаяния, но страдания от потери благодати бывали не менее тяжкими. Вернее, то, что он переживал, тоже было отчаянием, но иного рода, чем первое. В течение стольких лет, несмотря на все труды, предельно доступные его силам, он не достигал желаемого и потому терял надежду когда-нибудь достигнуть его”.

“Блаженный старец Силуан говорил, что многие подвижники, приближаясь к состоянию, необходимому для очищения от страстей, отчаиваются и потому не могут пойти дальше. Но тот, кто знает, что «Господь много нас любит», избегает губительного действия последнего отчаяния и умеет мудро стоять на грани его, так что и силою адского пламени пожигает в себе всякую страсть, а вместе и жертвою отчаяния не становится” . Сам преподобный Силуан, как об этом свидетельствует архимандрит Софроний, иногда, в начале своего духовного подвига, тоже впадал в отчаяние, но, по милости Божией, выходил из него “с пользой” .

По словам отца Софрония, старец Силуан погружался во ад, но, “возвращаясь к памяти любви Божией, он избегал отчаяния” . При этом “совмещаются предельное, выносимое естеством человеческое страдание с предельным, выносимым человеческим естеством блаженством” .

Архимандрит Софроний пишет, что многие подвижники “прошли через болезненность душевных колебаний, - чрез терзание совести от сознания своей порочности и неправды пред Богом, - чрез губительные сомнения и страдальческую борьбу со страстями. Они познали состояния адских мучений, тяжкий мрак отчаяния, неподдающуюся описанию тоску и горестность богооставленности” . И в этой борьбе они породили бесценный опыт духовной брани и смирения. По свидетельству преподобного Силуана Афонского, “Господь научил меня держать ум во аде, и не отчаиваться, и так смиряется душа моя” .

В заключение хотелось бы еще раз процитировать слова архимандрита Софрония, которые могут подвести итог всему вышесказанному: “Господь дал мне благодать отчаяния; и даже больше сего: святую ненависть к моему греху, то есть ко мне, к самому себе, сросшемуся с грехом, смрад которого подобен ядовитому газу. Исцелиться своими усилиями - невозможно. При полном отчаянии от самого себя, как я есмь, единственно, что остается, - броситься к Богу с безнадежной надеждой”.

В жизни любого человека присутствуют такие эмоции, как грусть, тоска или печаль. Не испытывают их только прожженные циники, которые хладнокровно реагируют на какие-либо проявления, направленные против морали. Отчаяние неведомо таким субъектам, однако чувствительных людей в обществе гораздо больше.

Причины отчаяния могут крыться в следующих жизненных ситуациях и особенностях человеческого характера:

  • Неразделенная любовь . Ей, как известно, все возрасты покорны. Даже бунтующие холостяки не смогут отрицать того факта, что были хоть раз в жизни серьезно увлечены другим человеком. Самыми счастливыми людьми являются самовлюбленные нарциссы, потому что их обожание самих себя всегда будет вознаграждено. В кинофильме «Большая перемена» прозвучала песня «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает», которая сразу же стала любима народом. Даже самого сильного человека способна сломить неразделенная любовь. Дополнительные страдания отчаявшемуся могут принести счастливые глаза объекта страсти, которые направлены совершенно в другом направлении.
  • Предательство любимого человека . Если не брать во внимание убежденных свингеров, то измена может стать ощутимым ударом для одного из партнеров. Однако не только физическая измена с другим человеком способна ввести жертву предательства в отчаяние. Иногда неосторожным или намеренным словом реально принести больше бед, чем фактическим поступком. Рассказанная посторонним тайна или отсутствие поддержки в трудную минуту со стороны любимого способны ввести человека в состояние глубокого разочарования, которое близко по своей природе с отчаянием.
  • Крах надежд . Иногда мы планируем невыполнимое, потому что считаем себя генераторами гениальных идей и прирожденными лидерами. Любить себя не возбраняется, но и чувство меры должно всегда присутствовать при анализе своих дальнейших действий. Итог в таком случае всегда печальный: разбитые надежды и погружение в мир тягостного отчаяния.
  • Потеря значимого человека . Смерть близких - это всегда тяжелое испытание для психики. Выдержать подобное способен далеко не каждый, потому что автоматически включается механизм отчаяния. В такое же состояние может ввести разлука с дорогим человеком без перспективы на дальнейшую встречу.
  • Закоренелый эгоизм . Не стоит путать это понятие с гедонизмом, когда человек превыше всего ставит жизненные удовольствия. Заботясь прежде всего о себе, люди такого типа с готовностью затем могут помочь и другим. Подобные живчики излучают столько энергии, что всегда окружены большим количеством друзей. Эгоисты, которые с утра до ночи жалеют, холят и лелеют исключительно себя, очень часто становятся мрачными и желчными одиночками. Человеческая натура устроена так, что мы хотим не только отдавать, но и получать взамен. Тот, кто любит только бескорыстно делиться всем, либо личность блаженная, либо альтруист на самом пике развития самоотречения. В конечном результате эгоист приходит в полную растерянность от того, что он остается в совершенном одиночестве. Итог - погружение в отчаяние, которое может перерасти в стойкую депрессию.
  • Вялость души . У людей с четкой жизненной позицией периоды отчаяния не затягиваются, потому что срабатывает инстинкт самосохранения. Аморфный человек с готовностью отдает себя на растерзание судьбы и обстоятельств. Главным его самооправданием является уверенность в том, что рок все равно настигнет всегда и везде. Подобному фаталисту легче погрузиться в водоворот отчаяния, чем бороться за свою жизнь.
  • Тяжелая и неизлечимая болезнь . Эта напасть может настигнуть как самого человека, так и его близких. В данном случае людей охватывает отчаяние, природа которого понятна любому. Говорить здесь много не приходится, потому что подобная жизненная ситуация бывает не по плечу даже самым сильным духом.

Важно! Психологи настаивают обратиться во всех перечисленных случаях к специалисту. Человек в отчаянии - это прямая предпосылка к суициду или психическому расстройству.

Разновидности отчаяния у человека


Как ни странно это звучит, но уныние и отчаяние бывают разных видов. К наиболее ярким проявлениям этого душевного потрясения можно отнести следующие типы:
  1. Отчаяние-вызов . О таких людях Стефан Цвейг сказал, что «великое отчаяние всегда порождает великую силу». В помощи психологов подобные индивидуумы не нуждаются, так как описываемое душевное состояние у них - явление временное.
  2. Отчаяние-слабость . Ипохондрики с ленивой душой очень любят пребывать в состоянии хронической депрессии. Им как воздух нужно пострадать и найти у себя сотню несуществующих заболеваний. Слабохарактерность в этом случае приводит их жизнь в сплошное погружение в отчаяние. Помощь психотерапевта при данной проблеме нужна только в том случае, если человек втайне не получает удовольствия от самоистязания.
  3. Отчаяние как сложившаяся система . Знаменитый писатель Альбер Камю в свое время утверждал, что «привычка к отчаянию куда хуже, чем само отчаяние». Есть люди-программы, которые входят в определенное состояние и не принимают никаких попыток по изменению сложившейся ситуации.
  4. Полное отчаяние . Данная разновидность душевного упадка сил является наиболее опасной. Сопровождается она тяжелой депрессией и нежеланием жить. Большое количество суицидов связано именно с причиной полного отчаяния. В данном случае человека надо в буквальном смысле слова спасать всеми возможными способами.

Способы борьбы с отчаянием в жизни

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что с отчаянием можно и нужно бороться. Уважающий себя человек никогда не позволит обстоятельствам контролировать его жизнь. Состояние отчаяния - это патология, от которой надо избавляться во избежание трагического финала.


Лекари человеческих душ разработали целую систему борьбы с коварным недугом, который разрушает сущность индивидуума. Ведь жизнь - это то, за что стоит сражаться до конца.

Среди самых распространенных способов, как избавиться от отчаяния, психологи выделяют следующие методы устранения проблемы:

  • Позитивный настрой . Мы сами творим свою судьбу, поэтому винить других в происшедшем - занятие неблагодарное. Необходимо активизировать у себя так называемый «центр счастья», который поможет избежать затянувшейся депрессии. Можно стать на короткий промежуток времени эгоистом, чтобы восстановиться после нанесенной психике травмы. Отчаяние - вещь коварная, которая запускает механизм саморазрушения. Следовательно, в борьбе с ним необходимо уделить себе как можно больше внимания, чтобы в дальнейшем вернуться к близким и родным совершенно другим человеком.
  • Активизация «цепочки позитива» . В этом случае сразу вспоминается мультипликационный фильм «Просто так», который по своей смысловой нагрузке не имеет ограничений в плане возрастной категории. Мальчик с чистой душой и просто хорошим настроением вывел из состояния депрессии и отчаяния нескольких персонажей анимационного ролика. Из описанного можно сделать вывод, что отличное средство борьбы против отчаяния - это не сладострастное рыдание в кругу себе подобных, а общение с жизнерадостными оптимистами.
  • Полный контакт с родными и близкими . Еще одним проверенным методом устранения из жизни состояния отчаяния считается рубцевание ран в кругу семьи. Если же предательство произошло именно с их стороны, то всегда можно найти утешение в беседе с проверенными друзьями. Очень редко человеку вообще не к кому обратиться за помощью. Возможно, просто в депрессивном состоянии он не замечает тех, кому по-настоящему дорог. Народная поговорка, что «муж любит жену здоровую, а брат - сестру богатую», неприемлема среди порядочных людей с четкими моральными принципами. В данном случае представится шанс проверить свое окружение, удалив в дальнейшем из него ненадежных лицемеров.
  • Поиск интересного хобби . Ничто так не помогает в угнетенном состоянии, как занятие увлекательным делом. Следует вспомнить то, что нравилось еще в период детства. Полоса отчаяния в жизни человека - прекрасная возможность наверстать когда-то упущенное. Если по сердцу была лепка, то можно попробовать себя в гончарстве. При желании рисовать картины, не имея при этом видимого таланта к живописи, не следует также лишать себя шанса реабилитации. Не зря же сегодня очень популярными стали раскраски-антидепрессанты и картины с нанесенным контуром будущего шедевра. Даже самосовершенствование в художественном свисте отнюдь не будет зазорным делом, когда речь идет спасении своей судьбы.
  • Трудотерапия . Очень многие люди после потери близкого человека с головой окунаются в работу, пытаясь загрузить себя по максимуму. Это часто срабатывает, потому что душа иногда еще больше болит именно в праздности. Крепостной Степан из знаменитого кинофильма «Формула любви» четко сформулировал состояние ипохондрии и отчаяния. Простой мужик с точностью вычислил проблему барина, которая крылась в бездействии и глупых сомнениях.
  • Отказ от вредных привычек или их ограничение . Только наивные люди или убежденные алкоголики считают, что хмель способен притупить периодически возникающую душевную боль. Единственное приобретение при таком образе жизни - это систематическое похмелье, которое вряд ли добавит красок в быт отчаявшегося. Тем, кто привык вместо полноценной пищи «заедать» горе сигаретой, тоже придется еще не раз испытать чувство отчаяния при возникших впоследствии заболеваниях.

Внимание! Если же все перечисленные методы борьбы с отчаянием не возымели успеха, то рекомендуется посещение психотерапевта. Следует только найти грамотного и проверенного специалиста, чтобы не попасть на сеанс к шарлатану.

Народные методы борьбы с отчаянием


Еще с давних веков народ пробовал разные методы искоренения душевных хворей. Психотерапевтов в то время не было, а грустить и печалиться при борьбе за выживание мог позволить себе далеко не каждый.

Народные советы, как бороться с отчаянием, выглядели следующим образом:

  1. Молитва . Церковь всегда была одним из самых популярных средств помощи для людей. При возникшей проблеме народ рекомендовал уединиться в укромном месте для вознесения молитвы Богу. Затем следовало зажечь лампадку или церковную свечу и встать перед необходимой для обряда иконой. Считалось, что лучше всего взывать к Иоанну Златоусту, Николаю Чудотворцу, Иисусу-Вседержителю и, конечно же, Божьей Матери. Следующим шагом для наших предков была молитва «Отче Наш» и покаяние о совершенных грехах. В заключении советовалось прочитать воззвание именно к тому Святому, перед чьей иконой проводился обряд.
  2. Заговор . Суеверие всегда было присуще человеку, поэтому часто народ прибегал к подобным вещам. В этом случае рекомендовалось взять кусок белой ткани или платок и идти с ним к той церкви, которая находилась рядом с кладбищем. Подав у святой обители милостыню страждущим, нужно было покормить принесенным с собой хлебом птиц. Затем следовало поставить свечи тем святым, на кого возлагалась надежда об избавлении от отчаяния. Завершающее действие наших предков при ритуале заговора - это прохождение кладбища строго по часовой стрелке и чтение соответствующего заклинания на выходе из него. Совершать подобное нужно было, находясь лицом к могилам, держа при этом белый платок в левой руке. Слова заговора выглядели примерно так: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа! Пришел к порогу царствия мертвых раб твой (называлось имя, данное при крещении). Не смерть с собой принес, а только черную печаль свою да мысли опостылевшие. Да пусть останется все это в сырой земле среди тех, кто уже не воротится. Пусть держат они помыслы мои недобрые да печаль постылую. Всему сказанному мной - замок железный, запоры стальные да навес каменный. Во веки веков. Аминь!». Последний штрих ритуала - оставление скомканного платка на кладбище, бросание девяти монет через плечо правой рукой с комментарием, что все уплачено.
  3. Народная медицина . Если отчаяние возникало у тяжело больных людей, то простой люд советовал читать молитву перед иконой «Всецарица», взывая при этом к Божьей Матери. Делать это нужно было регулярно, принимая между обрядами отвары и настои из лекарственных трав. Для каждого заболевания предполагалось свое целебное растение, но молитва в случае хвори предпочиталась именно эта. Для успокоения во время депрессии, к которой привело отчаяние, рекомендовалось пить настои из спорыша (1 ч. ложка на 2 стакана воды), мяты (в пропорции 1:1) и корней цикория (20 г. исходного сырья на стакан кипятка).
Как бороться с отчаянием - смотрите на видео:

В тяжелую ситуацию горя, неудачи или потери в своей жизни попадал любой человек. Каждому известно чувство растерянности, отчаяния и безысходности, ощущение собственной ущербности. Кто-то умеет быстро справиться с подобным состоянием и перестроиться, кому-то это удается со временем, а некоторые бывают «выбиты из седла» очень надолго, если не навсегда, считают себя неудачниками, сломленными судьбой или обстоятельствами, перестают действовать, жить полноценной жизнью, уходят в болезнь или запой, а может и в депрессию. Что же делать?

Уныние один из смертных грехов. Это значит, что нельзя поддаваться панике, предаваться упадническим настроениям, отчаиваться, терять надежду и впадать в хандру. Это очень легко провозгласить, но очень тяжело сделать. Попробуем разобраться, как не предаться отчаянию и как преодолеть уныние. Может быть все-таки, есть какие-либо способы борьбы и преодоления этого тяжелого душевного состояния.

1. Верить в себя и свои силы

Это значит знать, что вы выдержите и сможете преодолеть многое. Знать, что многое зависит от вас и вы не просто «винтик». Если не получилось с первого раза, получится с очередной попытки.

2. Трезво, честно (перед самим собой) и реалистично оценивать свои возможности и способности

Это значит, осознавать уровень своих знаний и умений, понимать, что кто-то может быть лучше вас. Взвешенная оценка позволит избежать разочарования и неприятностей, лишней и напрасной траты сил. Но разве кто-то мешает нам стать лучше, сильнее, мудрее, профессиональнее? Никто, кроме нас самих.

3. Спокойный анализ ситуации

Необходимо спокойно, без эмоций, оценить неудачный опыт и понять, что было сделано не так: возможно усилий было недостаточно, а может, наоборот, чересчур много. Анализ ситуации даст спокойствие, только в уравновешенном состоянии можно найти конструктивное решение. А спокойное ровное состояние – это уже не хандра.

4. Извлекать урок

Это значит понимать, что неудачи – это предвестники победы, и неудачи бывают у всех, но не все относятся к неудаче как к провалу. Это просто ОПЫТ. Терпимое отношение к неудаче высвобождает успех. Необходимо выработать привычку из провала извлекать пользу, это один из важнейших приемов достичь успеха.

5. Получить поддержку – моральную и профессиональную

Это значит, обратиться за помощью к близким людям – семье, друзьям. И/или обратиться специалистам – медикам, педагогам, психологам, духовным учителям. Поддержка и помощь близких в сложных ситуациях необходима всем. Но, если вы очень часто обращались за помощью и исчерпали кредит доверия родственников и друзей, то тяжелая ситуация как раз тот случай, когда можно взять управление своей судьбой в свои собственные руки.

6. Ищите позитив в случившемся

Известен факт – в результате кризиса, один очень состоятельный бизнесмен потерял 100 млн. долларов. У него осталось ТОЛЬКО 100 тыс.долларов. Он покончил с собой. Потеря денег была для него потерей всего, даже страшнее потери жизни.

И теперь представим среднестатистического гражданина, у которого не было и рубля и вдруг 100 тыс.долларов! Огромные деньги! Оказывается, это с какой точки зрения посмотреть. Остались живы и здоровы, в семье всё хорошо, – остальное можно пережить и преодолеть.

7. Не нарушайте законов – государственных и моральных

Это даст возможность жить в ладу с самим собой и с окружающими, и не приведет к трудным и опасным (а может и непоправимым) ситуациям.

8. Отвлечение

Помните как говорила Скарлетт О’Хара? «Я подумаю об этом завтра…» Трудноразрешимая, а может и совсем неразрешимая ситуация, – это не вся жизнь, это только часть, хотя и очень болезненная. В жизни должно быть многое, что «держит на плаву». Это любовь, дружба, религия, природа, искусство (литература, живопись, музыка и т.д.), спорт, хобби. Найдите занятие, которое отвлечет от тяжких дум, или просто займитесь другим делом. Это может быть генеральная уборка, ремонт, что-то такое, что займет все силы и время. Ведь не зря в народе говорят – утро вечера мудренее.

Только не «уходите» в алкоголь и прочие подобные удовольствия. Это лишь загонит проблему глубоко, откуда достать ее будет тяжело, да еще и прибавится моральное и физическое похмелье.

9. Избегайте негативных эмоций, особенно чувства вины и чувства стыда

Эти эмоции не помощники в решении сложных жизненных задач. Негативные эмоции препятствуют полноценной работе мозга, с ними невозможно принять верное в данный момент решение. И самое печальное, что негативные эмоции – это основа возникновения различных зависимостей, алкогольной, никотиновой, наркотической и т.д.

10. Берите ответственность в свои руки

Взять ответственность на себя, это понимать, что за свою жизнь, ее качество, личные достижения, отвечаете только вы сами, и не перекладывать вину на коллег, родителей, учителей, начальников и т.д. Если что-то сделали не так, то постарайтесь исправить ситуацию словом и делом, – извинитесь, поговорите и объясните вашу позицию, помогите наладить то, что испортили.

11. Улыбайтесь!

Если очень плохо на душе, постарайтесь улыбнуться и даже через силу растянуть губы в улыбке. Тело помнит о том, что такое положение губ соответствует хорошему настроение, и как это не удивительно, настроение начнет выравниваться и даже (!) улучшаться. Напряжение, эмоциональное и физическое, начнет спадать, ситуация перестанет казаться такой неразрешимой или трагической.

Преследующие нас провалы способны выработать страх неудачи и стратегию избегания неуспеха. Это значит, что человек не будет стремиться к достижению успеха, а будет отказываться от активных действий и стараться всеми силами избежать неудачи. Самая плохая новость, что никто не сможет помочь преодолеть этот страх. Но и самая хорошая новость в том, что все в наших руках. У нас есть выбор: или мы растим огромные сорняки страха или можем посеять семена веры в себя и свои силы. Удачи!