Американская школа, или почему дети в сша любят учиться и любят свою школу. Школа в Америке: внутренние правила, предметы, сроки обучения. Среднее образование в США Сколько длится урок? Сколько всего в день

Основной принцип домашней работы ученика второго класса – не более 20 минут. Как только зазвенит поставленный на это время будильник, мы гоним ребенка от компьютера, потому что, если это дело пустить на самотек, он будет сидеть до темноты.

В нашей школе в Вирджинии , как и во многих других, ученики делают домашнюю работу в программах I-Ready и DreamBox . Это - специальные учебные программы, которые диагностируют уровень готовности детей и, в форме видеоигр, дают им соответствующие их уровню задания. Вместо оценок, родители получают распечатки с диаграммами, на которых показан прогресс ребенка.

Дают детям и бумажные задачи, которые, на мой взгляд, очень легкие и более чем 10 минут на их выполнение не требуют. Эти задания тоже даются не всем одинаковые, а в соответствии с уровнем подготовки ребенка.

Еще в США любят в школах давать на дом проекты, которые надо выполнять раз в неделю или даже в месяц. Самое сложное было в детском саду (kindergarten), когда ежемесячно надо было делать какие-то художественные проекты. Я, тогда малоопытная мама школьника, о нем вспоминала в ночь накануне сдачи и мы всей семьей панически резали, писали, клеили и разрисовывали. Однажды при исполнении композиции «Индианка, которая прячется в цветах», я так усердно резала цветы из цветной бумаги, что потом неделю не могла сжать правую руку в кулак.

Мой самый любимый – плакат на тему благотворительности. Мы перед этим ездили с сыном в Украину, куда привезли целый чемодан волонтерской помощи, раздачу которой я запечатлела в фотографиях. Потом мы эти фотографии и использовали для школьного проекта. Следовательно нынешнего заместителя министра здравоохранения, волонтера-инструктора Александра Линчевского в школе в городе Фолс-Черч знают по крайней мере в лицо.

В первом классе четыре раза в неделю надо было готовиться с ребенком к диктанту; раз в месяц, как тогда, так и сейчас - сдавать список прочитанных книг; а еще два раза в неделю – делать простые проекты.

Все это требует хороших организационных навыков от родителей, но если что-то забудете – не проблема. За несделанное время от времени задание учительница ругать ребенка не будет и двойку не поставит. В детском саду на родительском собрании классный руководитель призывала нас не насиловать детей – главное не убить в детях желание учиться. Сами же оценки ставят по результатам тестов и прогресса ребенка.

Дебаты, должны ли дети делать домашнюю работу и, если да, как много, в США продолжаются уже более века. В начале прошлого столетия «Домашний журнал леди» развернул кампанию против домашней работы, убеждая, что детям после школы лучше играть или смотреть на облака. Их усилия оказались настолько удачными, что в 1901 году в штате Калифорния «домашку» законодательно запретили (позже этот запрет отменили).

В целом общественное мнение в США относительно объема домашней работы колеблется циклически: в начале прошлого века считалось, что разум – это мускул, который надо «накачивать» и работа на дом в этом помогает. В 40-х годах начали переосмысливать саму систему образования США и домашнюю работу увидели как пережиток 19-го века. Но, после того, как Советский Союз, опередив США, вывел на орбиту спутник, американцы засуетились и снова заговорили о важности домашней работы для школьников. Но длилось это не долго – в 60-х, под влиянием «культурной революции», в США зазвучали голоса, что детям нужно больше играть, рисовать и творить. В 80-х опять вспомнили о мировой конкуренции, а в начале 21-го века и до теперь распространено мнение, что домашняя работа является источником избыточного индивидуального и семейного стресса.

В то же время сам объем работы, которую дают детям на дом, остается более-менее стабильным, цитирует веб-сайт для родителей greatschools.com исследователя корпорации Рэнд Брайана Хилла.

Согласно исследованию Метлайф 2007-го года, 45% учеников 3-12 классов тратят на домашнюю работу больше, чем час в день, включая 6%, которые тратят более трех часов. Более половины учащихся тратят меньше, чем час в день на «домашку».

Национальная Ассоциация родителей и учителей, а также Национальная образовательная ассоциация рекомендуют детям в первом классе давать домашнюю работу, которую можно сделать за 10 минут, увеличивая ее с каждым учебным годом на 10 минут. В нашей школе, как и во многих других учебных заведениях США, эти рекомендации превышают, иногда – втрое и больше.

Идет ли домашняя работа детям на пользу?

Согласно исследованию профессора Университета Дюка Хариса Купера, такой вывод однозначно можно сделать только для старшеклассников. Существует некоторая положительная корреляция с достижениями учащихся средних классов и... ни – для самых маленьких учеников!

Исследователи также установили, что больше всего споров и стресса вокруг домашней работы возникает в семьях, где у родителей нет высшего образования. Более образованные родители лучше способны оценить, соответствует ли задания уровню готовности ребенка, и не затрудняются высказывать свое мнение учителю. Менее образованные родители склонны обвинять во всех школьных проблемах собственного отпрыска, потому что он балбес и не понятно, чем в школе занимается».

В некоторых школах в младших классах от домашней работы вообще отказываются, в других – во всех классах - экспериментируют с новыми подходами.

Один из новаторских методов, который распространяется в школах США, - «перевернутый класс» (flipped classroom ). На дом учителя задают посмотреть видео-лекцию с новым материалом, которую они или сами записали, или подготовленную Khan Academy или Ted Talks. А практические задания дети делают в классе, где им может помочь учитель или одноклассник. Идея мне нравится. Все из нас имели учителей, которые в классе переводили главу из учебника, а затем, почему-то, вместо специально подготовленных людей учить, как высчитывать проценты или писать отчеты о прочитанной книге, должны родители. А родители, может, и не умеют.

А помощь ровесникам – вообще лучший способ усвоить материал. Я помню, как в классе 8-9 показывала одноклассникам, как делать сечения куба, - на третьем кубе то однокласснику и сама поняла.

Родителям же психологи, в частности Джессика Лейги, советуют следующее. Дать детям самим решать, когда им делать домашнюю работу сразу после школы или даже утром, потому что всем нужна какая-то автономия и контроль. А также - не исправлять ошибки ребенка, не говоря уже о том, чтобы делать домашние задания за них. Дети должны научиться делать ошибки, уметь справиться с поражением и самостоятельно мотивировать себя на достижение успеха.

В России любят рассказывать сказки. Но сказки бывают разные: добрые, злые, смешные, грустные, приключенческие и т.д. Я не люблю злые сказки. Они пугают детей, создают у них образы страшных чудовищ, которые могут потом испортить им всю последующую жизнь.

Так вот, чтобы победить свой страх, надо рассмотреть чудовище поближе, изучить его, узнать его повадки, мысли и желания. А потом уже делать выводы об угрожаемой или мнимой опасности.

Одна из самых злобных сказок современной России: это Америка и все, что с ней связано. В частности американское школьное государственное образование. Как же это сказочное чудовище выглядит: уровень знаний у выпускников чуть ли не на уровне нашей начальной школы, изучается на уроках только то, что как-то касается Америки, поведение школьников на уроках отвратительное, а после уроков многие детки собираются в банды и убивают мирных жителей. Вот такая злобная сказка.

А теперь посмотрим – как на самом деле.
Рассказ очевидца.

Автор - Ариф Гезалов, его дочь – Алиса учится в государственной американской школе в штате Колорадо (дистрикт Боулдер).
Разговор об американской школе начался с обсуждения «обезьяньего процесса», происходящего в настоящее время в России.
http://community.livejournal.com/carians/70208.html?thread=1107008#t1107008

Ариф Гезалов:
Сразу уточняю: поскольку я не могу поручиться за всю Америку по всем пунктам, то хочу отметить, что мои наблюдения касаются в основном штата Колорадо (дистрикт Боулдер), где и учится моя дочь, и отчасти штата Калифорния (в районе Сан-Франциско - Силиконовой долины - Сан-Хосе), где у меня есть ряд знакомых, дети которых обучаются в тамошних школах, и где я жил некоторое время тому назад в течение нескольких месяцев.

Евгения Красина: Были ли у Вашей дочки проблемы с языковой адаптацией?

Ариф Гезалов: Когда мы только приехали в США, ни моя жена, ни дочь не знали английского языка вообще (жена изучала немецкий язык на уровне спецшколы, дочь тоже училась в немецкой школе, но к моменту переезда у нее еще не было никакого представления об иностранном (в том числе и об английском)языке. Меня очень волновал именно этот вопрос, но как оказалось, все значительно проще. В ряде муниципальных школ США работает программа ESL (English as a Second Language) специально для иммигрантов. Дочери было 10 лет, когда она приехала в США, и попала на пятый год обучения. Здесь действует система, при которой жители какого-то района имеют преимущественное право на зачисление к районную школу, всех остальных набирают по остаточному принципу, однако, поскольку ESL есть не во всех школах, поэтому, при выборе школы люди, заявляющие о таковой необходимости, получают право преимущественного выбора школы (Open Enrollment), наравне с жителями района, в котором расположена выбранная школа. Т.е. дети иммигрантов по большому счету, имеют преимущество в выборе школы, по сравнению с американцами. Программа весьма эффективная - уже через полгода, моя дочь могла сравнительно свободно изъясняться в магазинах и с одноклассниками, а уже через год она сама предпочла пойти в среднюю школу (пятый класс - это последний класс начальной школы, поэтому на следующий год нам нужно было перевеститсь в среднюю школу), в которой уже не было ESL, т.е. она посчитала, что сможет без него обойтись. И оказалась права - проблем с языком у нее не только не было, но она даже получала хорошие отметки на занятиях по английскому языку на общих основаниях.

Евгения Красина: Расскажите, пожалуйста, о структуре муниципальных школ в США.

Ариф Гезалов: Вкратце, здесь трехступенчатая структура - начальная школа (включающая "Киндергарден" - подготовительную группу детского сада) до пятого года обучения включительно. Средняя школа - с 6-го по 8-й и старшая школа - с 9-го по 12-й. Все школы разделены. Начальные школы обычно сравнительно маленькие (до 300 учеников), и они есть в каждом районе, средние - покрупнее 1000 - 1500 учеников, и их меньше. Самые крупные - старшие школы, в них учится до 5000 учеников и их всего несколько на весь город. Как я писал, каждый район города "приписан" своей школе, однако, это значит лишь то, что жители района имеют преимущественное право набора в "свою" школу, а остальные набираются по остаточному принципу. Есть, правда, исключения (уже отмеченная мною необходимость ESL или наличие школьного автобуса, если, предположим, маршрут следования автобуса из другой (не своей) школы пролегает удобнее для тебя, на этом основании можно получить преимущество "не в свою" школу). Школы соперничают между собой. Хотя обучение в них для родителей бесплатное, тем не менее, финансирование школы зависит от количества учеников и от ее уровня (популярности), поэтому школам выгодно привлекать к себе народ. Если школа популярна, на этом основании можно добиться от государства финансирования на ее расширение. Есть полу-специализированные школы, например, школы с углубленным изучением искусства.

Евгения Красина: Говорят, что в американских школах ученик может сам выбирать предмет обучения, так ли это?

Ариф Гезалов: Хочу сказать пару слов о школьной программе. Моя дочь сейчас учится в старшей школе (high school) в США. Школа обычная, муниципальная, так вот в ней работает именно такая система (часть предметов на выбор). Однако, никто не предлагает выбирать танцы вместо алгебры - танцы можно выбрать вместо лепки или рисования, к примеру, а вот основные предметы типа алгебры, выбираются другим способом. Выбор состоит там в "уровне погружения" в предмет. Каждому ученику доступны три уровня - уровень предыдущего класса, уровень текущего класса, и повышенный уровень - уровень следующего класса. Таким образом, если ты в девятом классе взял повышенную математику, ты будешь сидеть на уроках с ребятами из десятого (там вообще, как таковые классы весьма условны - есть "потоки", как у нас в ВУЗ"ах) Есть отличия и в программе обучения. Если в российских школах преподают всего понемногу в течение года (два часа в неделю физика, три - математика, час - биология и т.д.), то в США в течение года преподается только математика, и только "наука" (год - только биология, следующий год - только физика, потом - химия) и т.д. К концу обучения, ученик сравнивается в объеме знаний с его российским коллегой, но в процессе обучения они расходятся. Теперь еще о выборе. В начале года каждому ученику дают возможность выбора предметов - он должен выбрать один из нескольких основных предметов. Например, выбор между повышенной биологией, историей или повышенной математикой. Минимальный уровень ему так и так преподадут, но ты имеешь возможность что-то изучить глубже, чем остальные предметы. Помимо обязательного выбора есть еще выбор нескольких второстепенных предметов. Там важно набрать нужное количество часов. Это может быть какая-нибудь форма искусства (лепка, рисование, театр, музыка и т.д.), либо общественная работа (подготовка наглядных пособий и т.д., т.е. по сути это что-то вроде факультативов).

Евгения Красина: Как я понимаю, нагрузка школьника не ограничивается только уроками непосредственно в школе, есть еще определенный объем домашних заданий. В курсе ли Вы какой объем домашних заданий в западных странах, выше, ниже или примерно такой же, как у нас?

Ариф Гезалов : Могу сказать по опыту своей дочери - домашних заданий в школах США тоже хватает, причем их дают и на выходные (не знаю, как сейчас, но по себе помню, что нам редко задавали на воскресенье). В день она тратит в среднем часа три на домашние задания, причем достаточно высок процент разного рода докладов, рефератов, самостоятельного поиска материалов на какую-нибудь тему (ну, например, рассказать о здравоохранении в ЮАР или рассказать о каком-нибудь писателе, книги которого ты читал), по которой ей требуется подготовить доклад - все время чего-то ищет в Интернете, распечатывает, делает наглядные щиты с фотографиями т.д. т.п. примерно раза два в год у нее большой проект. Тему (в рамках какого-то предмета) обычно она выбирает сама, однако, есть определенные общие требования к проекту. Потом они защищают этот проект. В общем, скучать в местных школах особенно не дают...
Недавно вот делала наглядную модель атома натрия:) Накупила каких-то палочек, пенопластовых шариков, фольги и т.д. На мой взгляд, получилась весьма странная конструкция, но учителям вроде понравилось:)

Евгения Красина: Почему-то у нас в России создается мнение, что американские школы дают очень низкий уровень образования, на уроках у них полный бардак, и дети чуть ли не с трудом показывают на карте, где находится Европа. А как Вы оцениваете уровень образования в американских школах по сравнению с российскими?

Ариф Гезалов: Насчет уровня образования. Думаю, дело тут вот в чем - как я писал, последовательность обучения предметов в американской школе другая. В российской школе ученик, допустим, восьмого класса, изучает математику, физику, биологию, историю и т.д. , уделяя им по часу-два-три в неделю. В американской школе иначе. Ученик восьмого класса изучает математику, "науку" и "социальную науку". Математика - понятно, а вот "наука" - это для каждого класса свой предмет. Так, по-моему, в восьмом классе наука - это биология. И вот тут тот курс, что проходится в российских школах за два-три года проходится за один год. Но при этом, в восьмом классе нет привычной нам физики. Таким образом, американский школьник уже знает о законах Менделя, о ДНК, о клеточном строении, но понятия не имеет о законах Ньютона. Если сравнить в этот момент американского школьника и российского, то создастся впечатление, что российский школьник подготовлен лучше, т.к. он законы Ньютона уже прошел, а уровень их знаний по биологии никто не сравнивает. К окончанию школы объемы знаний их постепенно уравняются. Далее. Есть еще одна причина. В американских школах нагрузка на учеников неравномерна и повышается из года в год. В начальной школе дети проходят лишь обзорные курсы, и классе в третьем-четвертом-пятом нагрузка на них значительно меньше, чем на российского школьника. Зато в старших классах эта нагрузка возрастает многократно, становясь выше, чем в школах России.

Действительно, в американских школах упор делается именно на углубленное изучение истории, географии, политического устройства США (впрочем, где это не так), однако, знания о других странах даются, ученики пишут рефераты о разных странах, готовят доклады и т.д. Естественно, что моя дочь делала доклад по России, распечатывала фотографии, рассказывала о стране:) Показать на карте Европу они могут, впрочем с той же вероятностью, что и школьник российской школы:)

По поводу бардака. По сравнению с российскими школами, обстановка в классе действительно выглядит очень непривычно. Ученики спорят, устраивают обсуждения, даже играют, причем учитель занимается этим вместе со всеми. Дело даже доходит до того, что они иногда устраивают розыгрыши других учителей и классов. Т.е. принимаются меры для того, чтобы уменьшить формальную обстановку. Но бардака при этом нет (я, конечно, не рассматриваю сейчас школы в неблагополучных районах, где учителям приходится противостоять молодежным бандам, впрочем, я таких школ в нашей окрестности не видел и даже не слышал о таких и имею представление о них лишь по фильмам. Дисциплина в самой школе строгая - чтобы выйти из класса необходимо получить от учителя специальный билет, позволяющий передвигаться по школе. С посещением очень строго, при этом работает система как в наших ВУЗах - ненаписанная контрольная работа - это ноль баллов, независимо от причины отсутствия, и, чтобы получить приличную оценку в семестре, необходимо ее досдать. Есть еще ряд непривычных для российской школы черт, в частности, обычно отметки за какие-то работы известны лишь учителю и конкретному ученику, и не оглашаются на весь класс. Зато если ученик делает успехи, то об этом сообщается всем.
Да, вот что забыл сказать о посещении - если ребенок отсутствует в школе, то родителям уже на следующий день приходит распечатанный репорт по поводу отсутствия. Если пропущено больше определенного количества часов, то требуется предоставить справки от врача, причем "записка от родителей" тут не проходит. В позапрошлом году, наша дочь в сумме проболела "больше положенного" и нам пришло письмо о том, что в случае, если мы не сможем подтвердить пропуски, то на нас, как на родителей могут подать в суд. В итоге мы ходили разбираться с директором школы, демонстрировали справки. Помимо прочего, это, как я писал, не освобождает самого ученика от необходимости писать контрольные работы и сдавать проекты. Правда у них есть возможность договориться с учителем о замене задания. В конце полугодия две недели отводится под государственный экзамен. По результатам этого экзамена делается вывод об уровне школы (статистика по школам приводится в местной прессе), что влияет на ее популярность. Кроме того, результаты тестов приходят нам по почте. Так же по почте рассылаются оценки за четверть и результаты экзаменов.

Еще одно дополнение - в связи со спецификой обучения, о которой я писал, в конце четверти оценки выставляются лишь по пяти-шести дисциплинам, поэтому оценки в четверти выглядят довольно лаконично, по сравнению с их российскими аналогами. Это объясняется тем, что разнообразие предметов в году меньше, чем в российских школах. Еще одно отличие - это расписание уроков. Каждый день в неделе оно одинаковое (т.е., допустим, первый урок - язык, второй - физкультура, третий - математика и т.д. и так каждый день в течение всей четверти). Расписания делятся по потокам (их обычно обозначают цветами - "синий", "зеленый" и т.д.). Разные потоки пересекаются на разных предметах. При этом на одном предмете могут пересекаться потоки из разных годов обучения, и, наоборот, с некоторыми одноклассниками ребенок встречается лишь во время ланча. В старших классах есть свободные часы.

Евгения Красина: Каким предметам отдается предпочтение?

Ариф Гезалов: по поводу предметов. Очень серьезно преподается математика, причем если взять усиленный курс (то, о чем я писал в предыдущем сообщении), то в нем есть элементы высшей алгебры матанализа, Матричного анализа, теории множеств, теории вероятности и даже элементы дифференциального исчисления. Надо сказать, что процентов двадцать учеников берут повышенный курс. Стандартный курс тоже достаточно серьезен. Биология и химия, на мой взгляд, преподается слабее, чем в России. Физика - примерно также. Сильный курс английского языка. Он продолжается все время обучения. Большое внимание уделяется физкультуре - причем, что интересно, ученики периодически пишут рефераты по физкультуре. История, география и другие общественные науки в старшей школе тоже преподаются на уровне. В общем, свободного времени после уроков у учеников не так же и много.
Вот так, примерно...

Евгения Красина: Есть еще вопросы: а по каким учебникам все это преподается, есть какие-то стандартные для всех школ или преподаватель выбирает? И что еще, кроме учебников используется в качестве учебных материалов?
А из гуманитарных предметов что преподается?

Ариф Гезалов: Теперь по учебникам. Есть учебники, которые выпускаются специально для школ. Я не могу поручиться насчет того, являются ли они обязательными для всех школ штата (скоре всего - нет, т.е. школа вольна сама выбирать методический материал), но я видел одинаковые учебники в разных школах. Однако, очень много методического материала подготавливается учителем непосредственно к уроку. На уроке ученикам раздают отксеренные материалы, в которых излагается теория и одновременно приводится ряд задач, часть из которых ученики решают на уроке, а часть переходит в виде домашнего задания. По моим наблюдениям, примерно 30 процентов материала идут из учебников, процентов 60 из этих, подготовленных учителем распечаток, и процентов 10 - из устного изложения на уроке. Большая роль в обучении отводится самостоятельному поиску материалов (это касается в основном гуманитарных дисциплин и языка (language art)) Я не представляю себе, чтобы мы делали без Интернета, поскольку Алиса (моя дочь) все время что-то там ищет, распечатывает, компонует и т.д. В школе, конечно, тоже есть интернет, но, думаю, чтобы делать домашние задания она должна бы была оттуда просто не вылезать. Из гуманитарных предметов преподается уже упоминавшийся Language art, история, география, аналог обществоведения, прикладное искусство, в средней школе - музыка (оркестр - здесь в начальной и средней школе обучают игре на музыкальных инструментах, в старшей это становится факультативом. КАК они играют - это второй вопрос, но вот охвачены почти все - ходят в школу со скрипками, гитарами, виолончелями, трубами и т.д.), кроме этого есть уроки с элементами ОБЖ, гигиены, этики и т.д.

Евгения Красина: и, кстати, раз уж такая тема, что в школе с религией?

Ариф Гезалов : Религии в школе НЕТ НИ В КАКОМ ВИДЕ, даже в виде "пятиминуток молчания" или чего-то аналогичного. Впрочем, рядом со школой есть несколько церквей, так, что на большой перемене ученики могут туда пойти. Школа подчеркнуто светская. Я помню, на ознакомительном собрании, когда родителей будущих учеников водили по классам, учительница биологии твердо сказала, что в школе будет преподаваться эволюционная теория, и если кто-то с этим не согласен, то может преподавать свои религиозные знания дома или ходатайствовать о том, чтобы его ребенка освободили от этих занятий, и, как бы поставила на этом точку.

Евгения Красина: Есть еще легенда о специфическом школьном патриотизме, иногда до фанатства, это правда?

Ариф Гезалов: Школьный патриотизм. Какого-то особого фанатичного патриотизма я не заметил. Однако, определенные элементы патриотизма имеются (выплескиваются они обычно на спортивных метроприятиях). Это своя спортивная форма, эмблема школы, слоган, всякого рода "кричалки" и т.д. Однако, о драках на этой почве, я никогда ничего не слышал. Может быть у нас весьма тихое место, но у меня иногда создается впечатление, что дети растут в слишком тепличных условиях. Любые нарушения дисциплины пресекаются на корню. Выгнать из школы могут за расквашенный кому-нибудь нос (даже во внешкольное время!), за бутылку пива или сигарету с марихуаной. Конфликты между школьниками, конечно имеют место, но практически всегда в скрытом виде, до потасовок дело не доходит практически никогда. Не знаю, хорошо это или плохо, что мальчишки не дерутся на переменах, но это факт, причем думаю, дело не только в страхе вылететь из школы...

Еще одно наблюдение. Помню, когда первый раз пришел записывать ребенка в школу (тогда еще начальную) меня поразила наглядная агитация на стенах. Практически все постеры на стенах были на тему воспитания САМОУВАЖЕНИЯ. Тексты такого рода "Если ты не уважаешь себя, то тебя не будут уважать другие люди", "Без уважения к себе невозможно уважать других людей", "Ты можешь очень многое, важно лишь постараться этого и достичь" и т.д. и т.п.

Евгения Красина: Как в американской школе строятся отношения с родителями школьников?

Ариф Гезалов: Здесь нет родительских собраний в том виде, как мы это понимаем. Нет того, что меня жутко раздражало в российской школе, когда ты сидишь за партой, а учитель на глазах у всех выговаривает тебе за твоего ребенка, типа "Ваша Маша получает двойки, отвлекает других учеников от занятий, плохо ведет себя на переменах!". Всю информацию о школе, включая расписание занятий, событий (концертов, спортивных событий, вечеров отдыха), школьных новостей мы получаем по почте в виде брошюрки. В течение четверти есть приемные дни, когда можно назначить встречу с учителем (только родители, сам ученик и учитель), всегда можно поговорить с директором. Также нет унизительного выкачивания денег на разного рода "классные нужды", хотя пожертвования приветствуются, в том числе и в виде практической работы в школе. Это, конечно, не мытье окон, но, например, помощь в организации праздников, методического материала и т.д. Например, я однажды делал групповую фотографию для выпускного альбома - фотографировал детей, а потом сделал коллаж. Учебники - бесплатные, из библиотеки, методический материал - тоже. Правда есть возможность купить рекомендованную (но необязательную) литературу. Деньги берут на удостоверение ученика (в начале года), за замок на личном шкафчике, на обеды ("ланчи" - сперва сдается какая-то сумма, у каждого ученика есть своеобразный кредит, по которому ему отпускают еду в школьной столовой, и заранее сообщают, когда сумма подходит к концу) и еще на какую-то мелочь. Школьный автобус - бесплатно, правда, если на него опоздать, то добираться придется самому, поэтому у Алисы есть месячный проездной билет на автобус. В-общем это необременительно.

Евгения Красина: Вы говорили: Есть полу-специализированные школы, например, школы с углубленным изучением искусства.
А есть школы углубленного изучения математики, физики, биологии, как у нас бывает?

Ариф Гезалов: Не хочу врать - не знаю. В нашей округе я об этом не слышал (я имею в виду муниципальные, а не частные школы), но может где-нибудь и есть. Хотя, честно говоря, я не вижу в этом необходимости. После нашего с Вами разговора, я поговорил со своей дочерью, и она мне сказала, что у них в школе, "повышенных" уровней математики и физики не один, а два. Причем, по ее отзывам, эти уровни настолько сложные, что перекрывают часть университетской программы и ведут их университетские профессора (из Университета Колорадо - благо он у нас под боком). На мой вопрос, почему же она не взяла себе такой курс, она мне резонно заметила: "Ты хочешь, чтобы я вообще из-за учебников не вылезала?" :)

Евгения Красина: Ну вот… Конечно, нельзя по одному городу делать выводы обо всем школьном образовании американцев. Но, по крайней мере – этот пример заставляет задуматься о том, а не зря ли мы верим во множество злобных сказок, которыми нас пичкают взрослые дяди – политики? И, главное, зачем это им нужно?

Школьники лишены детства

Для стран конфуцианской культуры обретение знаний, учеба - это почти святое. И потому южнокорейские ученики в отличие от ребятишек других стран прекрасно знают, что такое обилие домашних заданий.

Если говорить прямо, то корейские школьники попросту лишены детства. Гонка в целях поступления в престижный университет, от чего во многом зависит будущее корейца, стартует примерно с девяти лет.

Если до этого времени еще можно увидеть корейских мальчишек и девчонок, которые беззаботно играют во дворах, то с указанного возраста все дружно исчезают с улиц и проводят время за партами.

Корейцы, конечно, жалуются на обилие домашних заданий для школьников, но требовать их отмены никому не приходит в голову. Даже наоборот: корейские дети добровольно учатся как бы в двух школах сразу. Утром и днем - обычная школа, а во второй половине дня - различные курсы, репетиторы по профильным предметам, по которым они планируют сдавать аналог российского ЕГЭ.

5 часов в среднем спят корейские школьники, готовясь к экзаменам

В старших классах из-за различных домашних заданий и курсов корейцы спят не более четырех-пяти часов в сутки, готовясь к экзаменам. И эта подготовка длится не несколько недель, а несколько лет. В принципе можно домашние задания и не делать, но тогда не видать хорошей оценки на ЕГЭ, что не позволит ученику получить "путевку в жизнь" в виде приема в престижный вуз.

Некоторое время назад власти попытались бороться за здоровье детей, изнуряющих себя бесконечной учебой. Среди мер - запрет на работу в Сеуле различных подготовительных курсов позже 22 часов. Но это привело к тому, что возрос спрос на частных репетиторов, работающих и в позднее время, а некоторые дети стали выезжать на дополнительную учебу за пределы столицы, где временного лимита не установлено.

Каникулы у корейских детей сегодня напоминают не реальный отдых, а скорее смену вида получения образования

Каникулы у корейских детей тоже напоминают не реальный отдых, а скорее смену вида получения образования - активно посещаются частные курсы и дополнительные лекции, которых не счесть.

"Гонка за образованием" - это серьезное бремя для семейного бюджета, так как разные репетиторы и курсы обходятся довольно дорого. В результате воспитание ребенка становится дороже, что уже ведет к демографическим проблемам - сокращается рождаемость.

Все в Корее это понимают, жалуются, постоянно называют "одной из серьезнейших проблем общества", но с другой стороны, говорят: "А что делать?! Если нашего ребенка не заставим участвовать в этой гонке, то ему не видать достойного места в жизни".

Сегодня в Италии не существует нормативов, где были бы прописаны критерии, касающиеся объемов задаваемого школьникам домашнего задания.

Местные СМИ критикуют школу и утверждают, что все зависит от того или иного преподавателя. В итоге в каких-то школах задают настолько мало заданий, что дети успевают делать уроки во время перемены, а в других - учителя свирепствуют так, что детям приходится сидеть за домашними уроками чуть ли не до полуночи. Однако, по словам местных мам, на самом деле объем домашних заданий зависит напрямую от того, сколько времени ребенок проводит в школе.

В начальной школе родителям предоставляется право выбора - оставить ребенка на полдня или на весь день. К примеру, если занятия заканчиваются в 13.30, детей, как правило, загружают прилично в течение недели, а на выходные почти ничего не задают.

Итальянских мам и пап раздражают домашние задания, которыми заваливают их чад на летние каникулы и то, что им приходится учить уроки едва ли не до полуночи

А вот детям, которые остаются в школе до 16.20 и здесь же делают уроки, приходится корпеть над учебниками и тетрадками в субботу и воскресенье. Подобный диссонанс вызван, главным образом, тем, что в этих двух случаях сильно отличаются программы - нагрузка для тех детей, которые остаются в школе до часу дня, значительно выше, чем для тех, кто проводит в учебном заведении почти весь день и гипотетически имеет возможность делать домашнее задание дома с родителями.

Последние, кстати, в прошлом объявляли бойкот учителям, который, правда, так и не дал ожидаемых результатов.

Итальянских мам и пап раздражают домашние задания, которыми заваливают их чад на летние каникулы. Так, новый учебный год в Италии начался со скандала.

Некий Марино Пейретти написал и выложил в Сеть письмо, в котором подробно объяснил, почему его сын не сделал уроки за лето.

"Хочу донести до вашего сведения, что и в этом году мой сын не выполнил летнего домашнего задания. Мы многое сделали за это время: катались подолгу на велосипеде, ходили в поход, привели в порядок дом, занимались программированием. В вашем распоряжении есть целых девять месяцев, чтобы привить моему сыну знания и воспитать его, а у меня всего три месяца, чтобы научить его жить", - пишет Пейретти.

Дело приобрело довольно серьезный резонанс. Многие родители поддержали этот выпад не удовлетворенного школьной системой отца.

А вот некоторые обрушились на мужчину с критикой, осудив его за то, что он навсегда подорвал авторитет учителей в глазах своего сына. По их мнению, родителю не стоило доводить эту проблему до сведения общественности, а следовало бы вместо этого просто выразить недовольство напрямую преподавателям.

В бразильской системе школьного образования нет каких-либо четких рамок, указывающих на предельные объемы домашнего задания для школьников. Да и подходы к этому вопросу разнятся не только от штата к штату, но и в зависимости от того, платное ли учебное заведение или государственное. В последние годы в Бразилии все чаще говорят о необходимости реформирования школьного образования и вопрос с количеством часов, проводимых ребенком дома за выполнением заданий, приобретает все большую остроту.

Последние опросы общественного мнения в целом демонстрируют поддержку родителей и учителей самого принципа наличия домашнего задания для ребенка. Однако разногласия наступают в момент определения его объемов и часов, необходимых для выполнения. Так, например, в одном из частных колледжей Рио-де-Жанейро ученики старших классов получают максимум 90 заданий в неделю по разным предметам, на выполнение которых ежесуточно тратят от полутора до двух с половиной часов. "Моя старшая дочь легко приспособилась к такому графику и не испытывает особых сложностей. А вот с сыном возникли определенные сложности, ему не хочется выполнять "рутинные и скучные", как он говорит, задания. Поэтому мы в родительском комитете прорабатываем вопрос индивидуального подхода при формировании домашнего задания", - прокомментировала ситуацию Даниэла Рейс, мама двух учеников.

90 заданий в неделю по всем предметам максимум получают бразильские школьники

"Эта тема в школе на слуху. Мы стремимся найти лучшие варианты для учеников, но всегда будут семьи, жалующиеся на слишком большой объем занятий на дому, и те, кто не прочь его значительно увеличить. Школа должна исходить в первую очередь из вопросов целесообразности дополнительных нагрузок на учеников и конечного качества образования", - утверждает вице-президент другого частного колледжа Рита Роша.

В Бразилии в школах хотят оставить три обязательных предмета: английский, португальский и математику

"В среднем мы исходим из того, что один-два часа времени на выполнение уроков это вполне нормально", - считает педагог Луиш Албукерке. Впрочем, для бразильских школьников в скором времени вопрос с домашним заданием может решиться и по-другому. Пришедшие после импичмента Дилмы Роуссефф власти объявили о беспрецедентной реформе среднего образования. Основная идея грядущих изменений заключается в том, чтобы оставить только три обязательных предмета - португальский и английский языки, а также математику. В остальном школьникам предложат самостоятельно выбрать направления для углубления своих знаний, которые поделят на пять групп - языковедение, математические, гуманитарные, естественные науки и профессионально-техническое образование. По задумке, эти изменения повысят привлекательность получения базового образования.

В отличие от России новый учебный год в Греции начинается в десятых числах сентября. При этом в Элладе, где Церковь не отделена от государства, а православные составляют более 98 процентов населения, каждый день в греческих школах начинается с молитвы.

Обязательным является образование в начальной школе - 6 лет и гимназии - 3 года. После сдачи необходимых экзаменов открывается дорога в лицей, а затем и в университет.

Все высшие учебные заведения в стране являются государственными, а обучение в них бесплатное.

Занятия в классах начальной и средней школы продолжаются с утра и до часа дня. Есть возможность и остаться на продленку до 16.00.

При этом проблемы перегрузки детей домашними заданиями не существует. В целом греческая школьная образовательная программа значительно легче российской, отмечают опрошенные "РГ" специалисты в местной ассоциации учителей. Так, по данным статистики, в среднем греческий 15-летний подросток тратит на выполнение "домашки" 5,3 часа в неделю, тогда как его российский сверстник около 9,7 часа.

Правда, согласно широко распространенной местной практике, практически все школьники посещают дополнительные платные курсы, без которых, как здесь считается, очень сложно освоить школьную программу.

Надо сказать, что современная греческая школа в непростые для Эллады экономические времена сталкивается со многими проблемами.

Правительство постоянно пытается проводить весьма противоречивые, с точки зрения большинства родителей, реформы. Кроме того, по данным местных СМИ, в стране не хватает девяти тысяч учителей начальных классов и трех тысяч преподавателей в системе гимназий и лицеев.

В США дети начинают грызть "гранит науки" на вкус с четырех-пяти лет - именно в этом возрасте малышей принимают в детские сады, которые обычно являются подготовительными классами в школах. А с началом учебы приходят и домашние задания.

Примечательно, что долгое время в американской культуре к домашним заданиям относились как к обузе. Высшее образование в США являлось роскошью для немногих, а для остальных выполнение бытовых обязанностей по дому было важнее, поэтому и родители, и сами школы стремились минимизировать учебную нагрузку на дому. Вплоть до того, что в начале XX века власти штата Калифорния вообще запретили домашние задания для всех учащихся до восьмого класса, то есть примерно до 14 - 15 лет. А американские СМИ цитировали докторов: домашние задания наносят вред здоровью школьников.

Такое положение дел изменилось только в 50-е годы прошлого столетия. И, что более примечательно, одним из ключевых стимулов к тому стало соперничество с СССР в начинавшейся "холодной войне". Как отмечают авторы многих исследований на эту тему, мощный импульс движению за реформу образования и увеличение внеклассных заданий и домашней работы придал запуск в СССР первого искусственного спутника Земли в 1957 году. Американцы запаниковали: их учащиеся отстают от советских сверстников. "Появились новые программы в школах. Домашние задания до самой ночи. Классы для одаренных детей, - отмечается в репортаже телеканала CBS News на эту тему. - Выросло поколение, одержимое запусками ракет... Стремлением победить русских".

Объем заданий для американских школьников продолжает неуклонно расти. Хотя пока остается умеренным по меркам развитых стран

"Холодная война" и научное соперничество c CCCР остались позади, а объем заданий для американских школьников продолжает неуклонно расти. Хотя пока остается умеренным по меркам развитых стран.

По данным исследования авторитетного Института Брукингса, более половины американских школьников в день тратят не более часа на выполнение домашних заданий. А около 25 процентов вообще не получают работы на дом. Больше двух часов в день дома занимается лишь каждый десятый школьник. Основной акцент на заданиях по английскому языку, математике и естествознанию.

При этом согласно анализу Национальной ассоциации образования, в основном нагрузка растет для самых маленьких школьников. А объем заданий для учащихся старших классов за последние пару десятков лет практически не изменился. Но, согласно исследованию университета Мичигана, если в 1981 году дети в возрасте от 6 до 9 лет проводили за домашней работой в среднем 44 минуты в неделю, то сейчас этот показатель превышает 2,5 часа.

И, несмотря на отдельные критические возгласы, сегодня подавляющее большинство педагогов и родителей поддерживают такой уровень нагрузки. По данным социологического опроса компании MetLife, лишь 15 процентов родителей предпочли бы сократить объем заданий на дом. Около 60 процентов считают, что задают в самый раз, а 25 процентов предпочли бы увеличить нагрузку. Исследование также отмечает, что количество "домашки" зависит от учителей. Менее опытные педагоги со стажем работы до пяти лет, как правило, задают больше.

Национальная ассоциация педагогов и родителей рекомендует увеличивать нагрузку поэтапно, в среднем на 10 минут в день с переходом в каждый новый класс.


Я расскажу здесь о том, как организовано обучение в американских государственных (бесплатных) школах нашего штата Массачусетс (в каждом штате есть свои отличия).

Перед вами вопросы и ответы:

1) Можно ли поподробнее узнать о системе образования в школах Америке? Сколько классов в американских школах?

Дети учатся в школе в Америке всего 13 лет (с 5 до 18 лет).
Школа в Амекрике подразделяется на 3 разные школы:
Начальная школа (Elementary school): с 0 по 4 класс (5 лет)
Средняя школа (Middle school): с 5 по 8 класс (4 года)
Старшие классы (High School): с 9 по 12 классы (4 года).

Все три школы расположены в разных зданиях. Мой младший сын пошёл в этом году в 3 класс в Elementary school, а старший пошёл в 10 класс в High School.

2) В России можно учиться 9 или 11 классов, есть ли что-то подобное в США?

Да, есть нечто подобное. После 8, 9, 10 или 11 класса подросток может пойти учиться в техническую школу, где одновременно с общим образованием может получить какую-либо полезную специальность, например:
Инженер,
Электромеханик,
Воспитатель в дошкольном учреждении,
Дизайнер ландшафта,
Специалист по телекоммуникациям,
Специалист по маркетингу,
и другие.

3) Какие есть предметы в американских школах, которые не преподают в России?

Мой старший сын учится в 10 классе. Вот какие предметы он проходит в этом году (5 обязательных и один на выбор).

Обязательные предметы в 10 классе:

2. Алгебра
3. Химия

5. Изучение Америки (American Studies).Это у них вместо истории (история древнего мира и других государств была в средней школе).

Выборочный предмет в нашей школе можно было выбрать из следующих (обычно выбор зависит от штата): «Фотография», «Изготовление керамики», «Рисунок», «Живопись», «Дополнительный курс физики», «Дополнительный курс по истории и праву».
Мой сын выбрал «Фотографию» (это классическая фотография, не цифровая, где снимки обрабатывают по всем правилам: проявитель, закрепитель, прищепки и проч.). Очень творческие получаются у него работы, особенно чёрно-белые.

Обязательные предметы в 9 классе были такие:
1. Английский (как родной язык)
2. Общественные науки (Social Studies) включает Историю мира и Географию
3. Физика
4. Испанский (как иностранный язык)
5. Геометрия

4) Как организовано обучение в американских школах?

Дело в том, что начиная с 9 класса подросткам предлагают выбрать уровень обучения по каждому предмету. Подросток и его родители, совместно с учителями, выбирают уровень обучения, который лучше всего соответствует интересам и способностям подростка в данной области.
У каждого предмета существуют 3 уровня, а у каждого учителя - соответственно 3 группы учеников:
Уровень 1 (самый лёгкий): College Preparation class - Класс подготовки к коледжу (университету)
Уровень 2 (более сложный): Honors class - Класс отличников
Уровень 3 (самый сложный): Advanced Placement class - Класс повышенной трудности

У всех детей разные интересы и разные способности. Поэтому кто-то может посещать английский или алгебру в классе Уровня 3, а химию или физику в классе Уровня 1.

Классы уровней 2 и 3 изучают тот же материал, что и класс уровня 1, но более углублённо и их программа сфокусирована на развитии независимого мышления и творческих идей. Количество человек в классе немного меньше, чем в классе уровня 1, чтобы ученикам было удобнее участвовать в классных дискуссиях и высказывать своё мнение. В конце года классы всех уровней сдают один и тот же годовой тест (MCAS), а в 11 и 12 классах - тест SAT (это что-то типа русского ЕГ).
Тест для всех один, и чтобы его сдать, необходимо знать обязательную программу, поэтому ученик, который хорошо учился на Уровне 1, может сдать этот тест на отлично. А те, кто учились в классах Уровней 2 и 3, если хорошо сдадут тест, получат в дополнение приписку “graduated with Honors” («окончил курс с отличием»), а это - большой плюс при поступлении! И чем больше этих «отличий» по каждому предмету, тем лучше.

В начальной школе обучение организовано проще. Дети учатся читать, писать и считать в классе из 25 человек с одним учителем. Раз в день у них бывает дополнительный предмет: Физкультура, Искусство или Музыка. В течении дня у них бывает много коротких перемен, а также две динные перемены, одна из которых предназначена для ланча.
Ланч можно купить в школе или принести с собой.

5) C колько уроков в день?
Уроки состоят из модулей (блоков) по 25 мин каждый.
Поскольку все ученики в старших классах посещают классы разных уровней, у каждого подростка своё расписание и не похоже на расписание других учеников.

Вот типичный день моего сына-десятиклассника:

Алгебра: 3 модуля по 25 мин.
Изучение Америки: 2 модуля по 25 мин.
Перерыв: 3 модуля по 25 мин.
Фотография: 2 модуля по 25 мин.
Перерыв: 1 модуль по 25 мин.
Испанский: 2 модуля по 25 мин.
Химия: 2 модуля по 25 мин.

6) Когда дети приходят в школу и когда уходят?

В начальной школе школьный день длится с 8.40 до 14.40.
В средней школе - с 8.00 до 14.40.
В старших классах - с 7.30 до 14.40

Многие дети ездят в школу и из школы на школьном автобусе, маршрут которого учитывает проживание детей в данном городке.
Многие родители привозят детей в школу и забирают сами на машине. Если родители не могут забрать ребёнка после школы, он может за дополнительную плату посещать в школе группу продлённого дня, где с ним будут заниматься воспитатели, играть в развивающие игры, делать поделки и помогать ему делать домашнее задание.

Каждое утро, когда дети идут в школу, на нескольких перекрёстках, расположенных около каждой школы, стоят регулировщики движения в жёлтых жилетах, которые останавливают транспорт, чтобы дать детям возможность безопасно перейти дорогу. Регулировщики движения не являются сотрудниками полиции, они работают в школе.
Когда дети приходят в школу, а также когда они расходятся по домам, у школы дежурит полиция, чтобы следить за безопасностью детей и предотвратить появление у школ нежелательных личностей, которые могут представлять угрозу для детей.

Прошу прощения за качество фотографий. Учителя не любят, когда в школе фотографируют (для этого нужно получить специальное разрешение), поэтому пришлось тайком фотографировать на мобильный телефон.

Когда в 1990 году родители сказали Саше Зуевой, что ей придется поехать вместе с ними в США, она расплакалась: очень не хотелось расставаться с одноклассниками. Сейчас Саша, которой недавно исполнилось 17, живет в Нью-Йорке, учится в частной американской школе и общается с новыми друзьями. В Россию она приезжает только на летние каникулы. В свой последний приезд в Москву Саша рассказала корреспонденту "i", как ей живется и учится в Америке.

Семь лет назад моему папе предложили работать в США, в UNISEF - Всемирном фонде помощи детям.

Мне-то и в Москве было хорошо, к тому же я не знала английского. Но - поехали.

В августе мы прилетели в Нью-Йорк, а в сентябре нужно было идти в школу. Родители сказали, что в американской школе - лучше, чем в русской при посольстве, потому что там я смогу выучить язык.

И меня устроили в государственную американскую школу недалеко от дома. Я попала в класс, где нет ни одного русского. Недели две просидела на занятиях молча - ничего не понимала. Потом меня перевели в класс ниже, там было трое русских. Родители решили, что важнее разобраться в языке, чем в математике.

Никаких заданий я поначалу не делала: только выписывала слова из книги и рисовала к ним картинки. И целый год ходила к репетитору, который "поставил" мне грамматику. Постепенно я начала читать и разговаривать, а через год без труда все понимала и сама делала уроки.

Школа была не очень сильная - мало хороших учителей. Почти все уроки мы сидели в одном и том же классе, а не переходили из одного кабинета в другой, как в Москве. И занятия вела одна и та же учительница. Когда мы приходили в класс, то даже не знали, какой будет урок - пока она, например, не говорила: "Ну, давайте позанимаемся математикой". Хорошо еще, что не надо было носить с собой в школу учебники - мы оставляли их в партах.

Так я проучилась два года - четвертый и пятый класс (в это же время я экстерном закончила шестой класс в русской школе при посольстве).

Пятый класс был в этой школе последним, и родители стали думать, где же мне учиться дальше. Наши знакомые посоветовали выбрать частную школу.

В нашем районе есть три хорошие частные школы. В одной было много русских, во второй - очень развита атмосфера соревнования. И то, и другое мне не подходило. Мне понравилась третья - Fieldston School, куда меня и отдали. Но если честно, родители не очень-то интересовались моим мнением, просто в данном случае наши взгляды совпали.

Чтобы перевестись из государственной школы в приличную частную, нужно иметь хорошие оценки, характеристику из прежней школы и еще сдать тест по английскому и математике. Все это нужно делать в январе-феврале, поскольку в марте уже объявляют результаты.

Меня хотели определить в 6 класс, но я запротестовала - надоело быть самой старшей в классе. Тогда мне зачли шестой класс посольской школы и приняли в седьмой.

Fieldston School - дорогая школа, но у нее есть фонд, из которого оплачивают некоторым школьникам часть обучения - по результатам экзаменов. И я бы не сказала, что там учатся только дети богатеньких родителей. В школе есть ребята из совершенно ужасных районов. Учителя стараются всех подружить, чтобы не были заметны социальные различия.

Но все равно бедные дружат с бедными, а богатые с богатыми. Я дружу со средненькими.

Сначала я слегка всех сторонилась. Я стеснялась того, что многие школьники живут в своих домах, а я - в квартире. И когда я шла в школу первый раз, очень боялась, что меня плохо примут. Я думала, там одни миллионеры, которые только и знают, что задирают нос. Но все оказались очень дружелюбными. Помню, во время обеда я зашла в столовую, и хотя никого там не знала, все ребята замахали мне руками: "Иди к нам!"

Позже я узнала, что многие школьники - в том числе и дети состоятельных родителей - подрабатывают в ресторанах, на фирмах - кто где может.

Школа была очень большая: 720 человек! В каждом классе - 100-120 человек, это, собственно, что-то вроде курса или потока в вузе.

У каждого ученика свое расписание - в зависимости от того, чем хочешь заниматься. Поэтому на английском я сижу с одними ребятами, а, например, на математике - совсем с другими. И каждый год состав класса и учителя меняются.

В 7 и 8 классах нужно обязательно ходить на математику, биологию, а на физкультуру - аж пять раз в неделю. В разных четвертях надо было посещать рисование, танцы, актерское искусство и этику. А на выбор можно было взять два языка из четырех - испанского, русского, французского или латыни. Я выбрала два последних.

Мне почему-то кажется, что в США языки преподают плоховато - у американцев нет жизненной необходимости знать иностранный, ведь поблизости мало стран, в которых говорят на других языках. Единственный популярный иностранный язык в Нью-Йорке и вообще в США - испанский.

В моей школе в Америке - чем старше класс, тем больше свободы. Если в седьмом и восьмом классах почти нет предметов по выбору, то в девятом можно выбрать, например, между природоведением и биологией.

В десятом на выбор предлагают химию или физику. А в одиннадцатом я решила заниматься биологией на уровне университета. В каждой школе есть такие "продвинутые" курсы - и оценка, которую ты получаешь за них на экзамене в школе, засчитывается в университете в качестве текущей экзаменационной отметки за первый или второй курс.

С первого до последнего года учебы в моей школе обязательно идет математика. И еще английский: в него входят разные курсы по литературе и истории. Например, весь десятый класс мы изучали американскую литературу, а в одиннадцатом выбирали между японской, латиноамериканской, русской и другими. Я взяла европейскую литературу двадцатого века. Прочитала (естественно, по-английски) по одной книге пяти писателей: Кафку, потом еще писателя из Чехословакии - Кандера; Флобера, Камилла, а пятого не помню. Русскую литературу я, конечно же, не взяла - ну что я буду читать по-английски русские книжки?

В нашей школе занятия длятся по 50 минут. Уроки начинаются в 8.30, а заканчиваются, самое раннее, полтретьего. Учеба, надо сказать, напряженная, зато отдыхаем часто - кроме каникул, есть еще американские национальные и еврейские праздники (в Fieldston School много евреев, и если они не ходят в школу, то занятия проводить почти не с кем).

Еще мне нравится, что в Америке к доске учеников не вызывают. Домашние задания тоже можно не делать, но это всплывет на контрольной работе. Очень важно для учителя, как ты участвуешь в дискуссиях в классе.

В конце четверти учителя пишут отзывы об учениках. Обо мне обычно пишут: "Саша - тихая девочка, в дискуссиях почти не участвует"... Но они сами меня не спрашивают - смущать не хотят: мало ли, а может, я не люблю выступать?

В общем, атмосфера демократичная, хотя нельзя сказать, что дисциплины нет совсем. Помню, как я удивилась, когда впервые вместе с классом пошла в школьную столовую. Класс строят в две шеренги, шествие возглавляет учитель. Перед лестницей он командует, как генерал: "Стоп!" - и все останавливаются. Потом говорит: "Вперед!" - и все идут ровненько. А в Москве, как только раздавался звонок на перемену, мы в столовую бежали как сумасшедшие, гурьбой.

И конечно, ученики в Америке никогда не хамят преподавателям. А если во время контрольной учитель выходит из класса, ни у кого и в мыслях нет списывать!

Есть вещи, которые категорически запрещены. Недавно из нашей школы выгнали двух шестиклассников, которые, стоя возле школы, раскуривали "травку". И еще двух учеников 11 класса, которые пришли обкуренные на урок. Теперь они не получат диплом - а ведь это трагедия. Но просто сигареты там курят почти все ребята - начиная с 12 лет. Даже странно: дети в Америке курят, а взрослые нет. Я не курю из принципа.

Мы с подружками (у меня их четыре - украинка, белоруска и две американки) развлекаемся по-другому. Ходим друг к другу в гости, иногда ездим в Манхеттен. Родители нас отпускают - знают, что в опасное место мы не пойдем.

Часто ходим в кино: кинозалы в Америке лучше, чем в России, но билет дороже - 8 долларов. В ресторанчиках ужинаем, ходим на дискотеки. Оттуда добираемся домой на такси. На общественном транспорте мне не нравится ездить, особенно на метро - оно в Нью-Йорке ужасное.

В школе почти не проводятся мероприятия, которые бы всех сдружили. Но все равно мальчики дружат с девочками. А в нашей школе я заметила странный феномен - мальчишки-двенадцатиклассники часто ухаживают за девочками из девятого класса. Все это осуждают: понятно, чего большой мальчик хочет от маленькой девочки.

Хотя в США, как и в России, мальчики отстают в развитии от девочек. Американские мальчики к тому же менее мужественные, чем русские, да еще и безынициативные. Они ждут, когда девочки сами начнут оказывать им знаки внимания. И те оказывают. Любовные записки писать не принято, но всегда ведь можно показать человеку, что он тебе нравится...

Что касается меня, то мне сейчас не до личной жизни: нынешней осенью я иду в двенадцатый класс. А в начале последнего учебного года американские школьники сдают общий экзамен - математика и английский, и его результаты можно разослать в университеты (по правилам школьник имеет право разослать их в 7 университетов по своему выбору). Еще можно пройти тесты по другим предметам. Посмотрю, по каким предметам у меня будут лучшие результаты, и пошлю их в университеты.

Вместе с результатами тестов нужно отправить сочинение на тему, которую дает университет. Например: "Если бы ты смог встретиться с одним из трех человек - из прошлого, настоящего или будущего, - кого бы ты выбрал и о чем бы с ним беседовал?" Или: "Что вы думаете о предстоящих президентских выборах?"

В Гарвард я поступать не хочу - была там на экскурсии, и студенты мне не очень понравились. Слишком заумные и амбициозные. Но на всякий случай подам туда документы - я хочу работать в России, поэтому лучше закончить университет, о котором в России слышали.

Сначала я хотела стать врачом. Но потом поняла, что мне интереснее работать с самими людьми, а не с их внутренностями. Мечтаю работать психиатром в тюрьме, помогать людям, на которых все махнули рукой.

Вообще-то я еще сто раз могу изменить свое решение: в университетах США выбираешь специализацию только на третьем курсе. Или вообще все 4 года в университете я могу заниматься математикой, а потом взять и пойти в медицинскую школу.

Мне еще только семнадцать лет. Посмотрим, как жизнь повернется.

Александра ЗУЕВА